Украина идет по антироссийскому пути в деле усыновления
Лента новостей
Украина после вступления в силу в России «закона Димы Яковлева» готова принять Конвенцию о защите детей и упрощению процедуры международного усыновления. Россия отказывается ратифицировать документ, чтобы не давать преференций иностранцам
Президент Украины Виктор Янукович внес в Верховную Раду законопроект, по которому Украина присоединяется к Конвенции о защите детей и сотрудничестве по вопросам международного усыновления.
Украина может ратифицировать документ, принятый 29 мая 1993 года в Гааге. Конвенция определяет основные принципы международного усыновления, в том числе полномочия органов власти и организаций-посредников. Также конвенция предполагает создание или назначение государством спецоргана, который бы следил за судьбой ребенка после его усыновления и работал исключительно с иностранными усыновителями, поясняют BFM.ru эксперты. В настоящее время конвенция ратифицирована 89 государствами.
Вопрос о присоединении к Конвенции на Украине неоднократно поднимался в течение последних шести лет. Однако Рада всегда отклоняла эти инициативы, вспоминает уполномоченный президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко, пишет «Коммерсантъ». Противники ратификации неоднократно утверждали, что это позволит беспрепятственно работать агентствам-посредникам, которые берут за свою работу деньги.
Но сейчас вопрос о ратификации Конвенции по усыновлению на Украине поднят вновь. И для многих в стране это стало неожиданностью. Обращает на себя внимание и тот факт, что вопрос был поднят на Украине после принятия в России «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских сирот гражданами США.
Активность Януковича «стимулированная», считает Михаил Погребинский, глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии.
«Я не исключаю, что кто-то из заинтересованных за рубежом субъектов проявил инициативу. Может быть, это связано с ограничениями, которые произошли в России», — пояснил он BFM.ru. Ратификация Конвенции может улучшить имидж Януковича на западе, не исключает Погребинский: «Если это не во вред украинским сиротам, то допустимо использовать такой инструмент и показать, что Украина открыта».
На Украине живет около 96 тысяч детей-сирот, сообщали ранее в Минсоцполитики Украины, а на усыновление зарегистрировано 26 тысяч детей, из них 1,5 тысячи младше пяти лет (в стране действует запрет на усыновление таких детей иностранцами, исключение составляют только больные дети). В 2012 году украинцы усыновили примерно 2 тысячи детей, иностранцы — около 700. В случае ратификации Конвенции число иностранных усыновлений может вырасти. Но Украина «никоим образом» не боится увеличения иностранных усыновителей. Об этом заявил в конце 2012 года Юрий Павленко.
Что изменилось бы в России
Конвенция, которую сейчас планируют ратифицировать на Украине, Россия не может принять уже 13 лет, несмотря на то, что страна участвовала в подготовке документа и подписала его в 2000 году.
В 2009 году глава комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Елена Мизулина объясняла это тем, что документ ориентирован скорее на защиту прав усыновителей, чем прав усыновленных.
«Гаагская конвенция несомненно хороша, но для стран, принимающих детей. И, очевидно, ставит в невыгодное положение граждан страны, отдающей детей. Ратификация конвенции Россией вызвала бы ухудшение условий для усыновителей внутри страны», — рассказал BFM.ru Алексей Рудов, руководитель направления по содействию развития национального семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, благотворительного фонда «Семья».
«Сейчас для российских усыновителей любое посредничество прямо запрещено статьей 126.1. Семейного кодекса РФ. А вот иностранных усыновителей поддерживают специализированные агентства по усыновлению. То есть россияне пробиваются сами, иностранцев сопровождает целый штат специалистов и агентов. А эта конвенция предполагает обязательное создание отдельной специализированной структуры, которая бы работала исключительно с иностранными усыновителями. То есть за деньги налогоплательщиков-россиян содержался бы орган, который помогал иностранным усыновителям. Не логично как-то, — пояснил Рудов BFM.ru. — Другой важный момент — это допущение того, что ребенка может усыновить не семья, состоящая в браке, а некое зарегистрированное партнерство. Как понимаете, речь идет о возможности усыновления семьями с однополыми отношениями».
По мнению Рудова, «намного разумнее» идти путем Чехии, Румынии, Болгарии, полностью запретившим иностранное усыновление и развивающим внутреннее усыновление: «Для этого нужны только политическая воля, методическое приложение сил и системная подготовка к такому ограничению, а не истеричное исправление ошибок и штопанье «тришкиного кафтана» после непродуманных политических решений».
Но если бы Конвенция существовала, то разорвать международные отношения в области усыновления было бы невозможно, считает глава российского представительства компании Home Studies and Adoption Placement Services Марина Амирханова. Компания занималась вопросами усыновления российских детей гражданами США.
«Невозможно было бы разорвать соглашение в этой области, потому что там явно сказано, что, если ребенку не нашли семью в родной стране, то ребенок имеет право быть усыновленным в рамках международного усыновления. [Принять «закон Димы Яковлева»] было бы намного труднее», — говорит она.
Сейчас российский офис компании готовится к закрытию. Это произойдет после того, как будут завершены все процедуры по усыновлению американцами двух детей из России, рассказала BFM.ru Амирханова.
Добавим, Министерство образования и науки России должно до 25 января принять решение об упрощении процедур усыновления сирот. Но речь будет идти об усыновителях-россиянах.