В Совете Федерации нашли способ разрешения бизнес-конфликтов политиков
Лента новостей
Любого депутата и сенатора могут лишить мандата простым большинством. В Госдуму внесен законопроект, призванный, по сути, узаконить схему лишения мандата Геннадия Гудкова. В случае одобрения, инициатива станет механизмом разрешения бизнес-конфликтов

Законопроект, который, фактически, узаконил бы процедуру лишения депутатского мандата Геннадия Гудкова, внес в Госдуму член Совета Федерации Анатолий Лысков. Нормы, прописанные в законопроекте, подтверждают, что мнение думской оппозиции в них не учитывается.
Законопроект вносит изменения в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Речь идет о процедуре лишения депутата или сенатора полномочий, если они, к примеру, управляют бизнесом или занимаются иной оплачиваемой деятельностью, что запрещено законом. По действующему закону прописано, в каких случаях депутат или сенатор лишается полномочий, но не указано, как это законно можно сделать.
Сенатор Лысков предлагает эту процедуру описать и утвердить законом. Инициировать вопрос о лишении мандата или портфеля сенатора могут их коллеги из Совфеда или Госдумы — группа в составе не менее одной пятой от общей численности верхней или нижней палат парламента, фракция Госдумы, руководители партий, принимавших участие в выборах в Госдуму текущего созыва. Также в список инициаторов включены Генпрокурор, Общественная палата и президентский Совет по правам человека. Способ: обращение к спикеру Госдумы или главе Совета Федерации. Таким образом, в случае с Госдумой обращение могут направить 90 депутатов, фракции «Единой России», «Справедливой России», ЛДПР или КПРФ, а также руководство этих партий вместе с руководством партий «Яблоко», «Правое дело» и «Патриоты России».
В случае с сенаторами с запросом о лишении мандата или места в Совете Федерации, может обратиться группа из 33 человек.
В основе решения о том, лишать мандата или нет, должны лежать результаты проверки, которые проведены органами Совета Федерации и Госдумы.
Материалы, поступившие на депутата или сенатора, рассматриваются на профильном комитете или комиссии. Заседания должны быть открытыми, если материалы не являются секретными. Затем комиссия выносит решение на заседание Госдумы или Совета Федерации — рекомендовать прекратить полномочия депутата или сенатора, или же отказать.
Дума или Совет Федерации принимает решение большинством голосов открытым голосованием. Депутат или сенатор может обжаловать решение в Верховном суде. Суд рассматривает решение в приоритетном порядке. Пока решение не принято, депутат или сенатор продолжают пользоваться иммунитетом.
Описанная сенатором Лысковым схема ранее уже была опробована в Госдуме. В сентябре 2012 «справоросса» Геннадия Гудкова именно так лишили мандата. После рассмотрения своего дела на думской комиссии по контролю за расходами депутатов отказался от мандата и «единоросс» Алексей Кнышов. Дела более трех десятков парламентариев так и не дошли до голосования на парламентском заседании. Комиссия рекомендовала сохранить за ними мандаты. Среди сенаторов также не нашлось тех, кто совмещает бизнес и работу в парламенте. Такие выводы после месяца проверок 31 октября 2012 года озвучила комиссия Совфеда по контролю за достоверностью сведений о доходах.
Процедура лишения мандата должна была быть прописана еще при создании парламента или при его утверждении, сейчас это уже никому не нужно, считает Геннадий Гудков. «Те страны, где процедуры прописаны, например, в Германии, к ней не прибегают. В Европе говорят, что мандат дают избиратели. Кроме того, невозможно голосованием определять степень вины», — пояснил он BFM.ru.
Законопроект Лыскова — не более чем формальность. Он ничего не меняет в практике лишения мандатов, но может на законодательном уровне прописать механизм разрешения бизнес-конфликтов, рассказал BFM.ru политолог Станислав Белковский.
В начале февраля Госдума, напомним, рассмотрит вопросы о лишении депутатской неприкосновенности двух депутатов — коммуниста Константина Ширшова и «справоросса» Олега Михеева. С такой просьбой обратилась Генпрокуратура. Михеев заявлял BFM.ru, что обращение явилось следствием его бизнес-конфликта с сенатором и совладельцем Промсвязьбанка Дмитрием Ананьевым. Однопартийцы Ширшова и Михеева и политологи не исключали, что депутаты в итоге лишатся мандатов.
«Депутаты, которых сегодня лишают мандатов, пали жертвой своих бизнес-конкурентов. Это не политика, это бизнес, — утверждает Белковский. — Законопроект Лыскова — это и демонстрация того, что если вы взяли в долг ваши депутатские мандаты, вы должны быть готовы в любой момент их отдать. Кремль хочет напомнить о том, что все действующие члены Совета Федерации и Госдумы получили свои мандаты благодаря его благосклонности. Если ты участник кремлевской политической системы, ты должен быть готов к тому, что Кремль лишит тебя мандата в тот момент, когда пожелает».
Добавим, 27 декабря 2012 года процедуру, по которой Гудков лишился мандата, Конституционный суд уже признал законной и не противоречащей Конституции.
Разобраться с процедурой КС попросили 113 депутатов Госдумы из «Справедливой России» и КПРФ. Их смущала расплывчатость формулировок закона. Кроме того, депутаты высказывали претензии по поводу голосования — решение было принято простым большинством голосов, а не двумя третями, указывала депутат Елена Мизулина. Оппозиция обращала внимание на то, что «Единая Россия», которая располагает 237 голосами в парламенте из 450, фактически могла принять решение самостоятельно, не руководствуясь доводами оппозиции.
Судя по тексту законопроекта Лыскова, парламентское большинство сможет продолжать это делать — в законопроекте не прописана норма о двух третях голосов, речь по-прежнему идет о простом большинстве.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

