16+
Среда, 18 октября 2017
  • BRENT $ 58.34 / ₽ 3343
  • RTS1147.86
29 мая 2009, 12:57

«Росрыбфлот» готовят к заплыву

Лента новостей

Росрыболовство планирует 1 июня внести в правительство РФ проекты документов по созданию государственной компании «Росрыбфлот». Она необходима для возобновления Россией экспедиционной ловли рыбы в отдаленных участках Мирового океана

Рыбаки на берегу океана. Фото: tom mcc/flickr.com
Рыбаки на берегу океана. Фото: tom mcc/flickr.com

Росрыболовство планирует 1 июня внести в правительство РФ проекты документов по созданию государственной компании «Росрыбфлот», заявил глава этого ведомства Андрей Крайний. Создание компании необходимо для того, чтобы возобновить экспедиционную ловлю рыбы в отдаленных участках Мирового океана и увеличить добычу за пределами российской (национальной) экономической зоны на 1,2–1,5 млн тонн в год.

По словам Андрея Крайнего, одна из первых экспедиций «Росрыбфлота» будет направлена в южную часть Тихого океана в районы, близкие к побережью Перу в 2010 году. Последний раз российские суда осуществляли там вылов рыбы семь лет назад.

«В конвенционных районах и открытой части Мирового океана идет катастрофическое падение вылова биоресурсов. За 2008 год российские рыбаки в общей сложности выловили более 200 тысяч тонн, то есть на 37 тысяч тонн меньше, чем в 2007 году. 18 лет назад там добывалось более 4 млн тонн», — сетует руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

В целом на конец 2008 года вылов водных биоресурсов российскими рыбохозяйственными организациями составил 3,2 млн тонн — то есть на 30 тысяч тонн меньше уровня конца 2007 года. Процентное освоение общей квоты снизилось за год на 1% и составило 65%.

Впрочем, по словам Александра Савельева, Россия теряет не только объемы вылова, но может и пострадать с точки зрения общей геополитической ситуации. «Вся территория мирового океана находится под пристальным вниманием международного сообщества. Многие страны приветствуют идею распределения квот на вылов биоресурсов по историческому принципу. И если российские суда не ловили рыбу около семи-восьми лет в каком-либо районе, то это значит, что мы можем потерять его навсегда, международное сообщество может просто не пустить туда Россию», — рассказал Савельев в интервью BFM.ru. Он также подчеркнул, что экспедиция в акваторию Мирового океана — мероприятие слишком дорогостоящее, которое по силам только государству.

По прогнозам Росрыболовства, за счет более активного освоения ресурсов Мирового океана Россия может увеличить вылов рыбы на 1,2–1,5 млн тонн в год, в этом случае к 2020 году страна войдет в тройку ведущих рыбных держав.

О планах по созданию «Росрыбфлота» говорилось еще в 2007 году, однако в жизнь они так и не были воплощены. Госкомпания не могла начать функционировать без флота. 27 рыболовецких судов, построенных в 90-е годы на западных верфях на кредит в 385,5 млн долларов, взятый под гарантии правительства у Государственного банка развития Германии (KfW), оказались в собственности офшорных фирм. «Сейчас узел развязан, и судами после подписания комплекса соответствующих документов сможет управлять «Росрыбфлот»», — пояснил в интервью BFM.ru Александр Савельев.

Он напоминает, что сразу после разрешения проблемы с судами в середине мая, премьер-министр Владимир Путин дал поручение подготовить документы по проекту организации акционерного общества «Росрыбфлот».

Без господдержки реализовать проект Росрыболовству не удастся. «Росрыбфлоту» фактически необходимо создать целую производственную цепочку: от флота до рыбной биржи, отмечает эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов: «И на каждом этапе есть свои проблемы. В частности, строить суда фактически негде. Модернизация уже существующих требует определенных вложений. На все это необходимы слишком значительные средства».

Для того, чтобы они появились, отмечает эксперт, Госдума должна утвердить документацию и принять соответствующий закон. «Поскольку проект бюджета на 2010 год будет приниматься в октябре, то утвердить всю документацию необходимо в очень короткие сроки. Но вряд ли при таком секвестре бюджета по линии Росрыболовства под отдельную программу будут выделены средства из госбюджета. С учетом всех реалий, скорее всего, глава Росрыболовства, сообщив о внесении документов для создания «Росрыбфлота», решил закрепить за собой проект в информационном поле».

Впрочем, в Росрыболовстве не отчаиваются и рассчитывают на помощь государства, в частности, при расширении флота. «Что касается денег нового флота, то сейчас на комиссии обсуждаются разные подходы, как это сделать. Мы высказали предложение о том, что нам нужны преференции для рыбопромыслового флота», — отметил Андрей Крайний. Как вариант, он предлагает использовать систему госзаказа, и последующую передачу построенных судов по лизинговым схемам рыбакам — с условием рассчитаться в течение пяти-семи лет за поставленные суда. «Потому что сегодня наши компании не в состоянии построить флот, может быть, несколько, две, три, пять, все остальные нуждаются в поддержке. Поддержка государства — это общемировая практика», — подчеркнул глава Росрыболовства. По его словам, поддержка океанического рыболовецкого флота практикуется США, Китаем и некоторыми странами ЕС.

«В рамках содействия отечественным верфям хорошо заказывать новые суда в России, но в среднем это дороже на 20–30%, — считает независимый эксперт транспортной отрасли Виктор Цховребов. — При этом строить суда на доходы от продажи продукции весьма проблематично. Ставки по кредитам на их строительство слишком высоки — порядка 20%. Осуществить эту программу можно только при поддержке государства». По его оценкам, строительство судна может обходиться примерно в 10–30 млн долларов, в зависимости от его вида и тоннажа.

«В нынешних экономических условиях ни одна частная, в том числе и лизинговая компания не решиться участвовать в этом проекте. Поскольку не понятно, как будет решаться вопрос с финансированием, а существенных прибылей в короткие сроки от такого проекта не предвидится», — отмечает Дмитрий Абзалов.

Впрочем, по словам Александра Савельева, некоторые частные предприниматели все же готовы присоединиться к рядам «Росрыбфлота». В частности, член общественного совета Росрыболовства бизнесмен Дмитрий Дремлюга не так давно заявлял, что в случае организации «Росрыбфлотом» экспедиции с охраной от пиратов, запасами пресной воды и топлива, частные суда могли бы к ней присоединиться.

Рекомендуем:

  • Фотоистории