16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.18 / ₽ 8205
  • RTS1186.22
28 февраля 2013, 13:16 Компании

Китайская стена может пасть перед «Газпромом»

Лента новостей

«Газпром» и Китай намерены ускорить переговоры о поставках газа в страну. Эксперты отмечают, что стороны уже 10 лет не могут договориться о цене, и нет гарантий того, что это случится сейчас

Фото: gazprom.ru
Фото: gazprom.ru

«Газпром» и китайская нефтегазовая компания CNPC до конца года могут подписать контракт на продажу газа. Такой срок был установлен по решению российско-китайской межправительственной комиссии по энергетическому сотрудничеству под руководством заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича и заместителя премьера Государственного Совета Китайской Народной Республики Ван Цишаня, указано в сообщении «Газпрома». Сам Дворкович впоследствии уточнил, что базовые договоренности по контракту могут быть достигнуты до конца марта, а сами контрактные обязательства будут сформированы в течение нескольких месяцев.

«Газпром» рассчитывает продавать в Китай до 68 млрд куб. м ежегодно. Большую часть этого объема, 38 млрд куб. м, планируется пустить по Восточному маршруту. Часть газа может продаваться в виде СПГ. О приоритетности продаж газа в форме СПГ в Восточном направлении уже заявлял глава монополии Алексей Миллер. Сейчас в активе «Газпрома» есть лишь один СПГ-завод на Сахалине. Недавно монополия объявляла о намерении построить еще один завод во Владивостоке, который должен стать конечной точкой запланированного трубопровода из Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии.

Переговоры продолжаются уже несколько лет, стороны никак не могут договориться о цене и нет никаких гарантий того, что соглашение будет достигнуто теперь, поясняет аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин.

То, что сейчас стороны, в первую очередь, обсуждают цену, подтвердил и представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Сроки завершения переговоров он уточнять не стал. По неофициальным данным, «Газпром» уже договорился о ценовой формуле с Китаем, и теперь идет речь о нескольких последних коэффициентах.

«Вероятно, китайские инвесторы предлагают «Газпрому» возможность софинансирования его Восточной программы, взамен на гарантии поставок низких цен. В продажах газа в Китай больше заинтересован «Газпром», чем китайские партнеры», — считает Кокин. Спрос на газ в Европе — основном внешнем рынке для российской монополии — стагнирует, а на внутреннем рынке ее теснят конкуренты. В этих условиях «Газпрому» просто необходимо найти новые драйверы для роста.

Что касается китайской экономики, то она в состоянии «переварить» большие объемы газа из России, но вполне может продолжить развиваться и без них. Сейчас крупнейшими поставщиками «голубого топлива» в страну являются соседняя Туркмения и производители СПГ из Австралии и Катара. В этом году Китай намеревался закупить до 65 млрд куб. м.

В этих условиях переговорная сила Пекина больше, чем у России, и он, вероятно, сможет добиться достаточно существенного дисконта, по сравнению с ценами на катарский СПГ, указывает аналитик ИК «Атон» Елена Савчик. «Для поставок первых партий газа «Газпрому» нужно построить трубопровод из Восточной Сибири, стоимость которого, вероятно, превысит 15 млрд долларов. В результате, компания крайне чувствительна к той цене, которую готов платить Пекин. Это явно уменьшает шансы на достижение соглашения по цене, которую российская компания сочла бы приемлемой», — указывает эксперт.

Кроме того, против «Газпрома» играют и переговоры китайских инвесторов с основным конкурентом монополии на внутреннем рынке — «НОВАТЭКом», о партнерстве доли в проекте «Ямал СПГ». Китайские партнеры высказали заинтересованность в сотрудничестве по этому проекту не только в рамках маркетинга газа, но и с точки зрения вхождения в акционерный капитал, подтвердил представитель «НОВАТЭКа».

Проект «Ямал СПГ» реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения. 80% капитала проекта принадлежит «НОВАТЭКу», оставшиеся 20% — французской Total. Ранее руководство российской компании заявляло, что намерено оставить за собой контрольный пакет в проекте, но не против привлечения новых партнеров, способных обеспечить маркетинг продукции.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию