16+
Воскресенье, 22 октября 2017
  • BRENT $ 57.94 / ₽ 3330
  • RTS1134.45
4 марта 2013, 15:40 Недвижимость

Арендаторы столичных офисов зря платят $1,195 млрд в год

Лента новостей

Сколько платят московские арендаторы за неиспользуемые и лишние «квадраты», чем отличается рабочая станция клерка и линейного руководителя, какие экзотические помещения могут быть оборудованы в офисе, узнали в ходе исследования аналитики PRIDEX

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Аналитики компании PRIDEX провели исследование в московских бизнес центрах класса «А» и «В», общая площадь исследованных помещений — более 0, 5 млн кв. метров.

Главное различие между рабочим местом рядового сотрудника и руководителя — площадь рабочей станции. Сотрудники страховых и аудиторских компании ютятся на 3,05 кв. метра. Место рядового клерка в среднем располагается на 5,86 кв. метра, линейного руководителя — на 15 кв. метрах, топ-менеджера — на 30 кв. метрах.

Таким образом, в среднем по рынку рабочее место босса занимает в 5 раз больше места, чем стандартное место.

Метры для российского топ-менеджмента

Наиболее роскошные по площади кабинеты обнаружены у высшего руководства госкомпаний: от 80 до 150 кв. метров. Почти такие же площади выделяются под кабинеты высшего руководства в офисах крупных промышленных и строительных компаний, а также банков.

Читайте также: Самые дорогие офисы мира

Напомним, что средняя ставка в год по офисам двух высших классов в среднем в Москве составляет 1150 долларов за квадратный метр

Как подсчитали аналитики, стоимость содержания больших начальственных кабинетов (без учета мебели и декора) доходит до 170 тысяч долларов в год. Отметим, что на эти деньги можно купить небольшую квартиру эконом- класса.

Впрочем, часто кабинет босса и является если не квартирой, то апартаментами по своей концепции. Здесь есть деловая зона, почти всегда есть столовая и спортзал с санузлом и гардеробом. Часто можно встретить библиотеки и вполне полноценные спальни. Наиболее экзотичные варианты, которые обнаружили в ходе исследования, — это хобби-комнаты с коллекциями охотничьих трофеев или моделями кораблей, сигарные залы и мини-церкви.

Самые дешевые кабинеты обходятся в 8500 долларов в год, включена арендная плата, эксплуатационные расходы, а также стоимость инженерного оснащения и отделки помещения, распределенные на 5 лет (fit-out).

Метры для зарубежных боссов

Демократия в действии явственно наблюдалась в большинстве офисов исследованных международных компаний. Как правило, площадь кабинетов первых лиц в таких офисах не превышает 25 кв. метров. Примерно в 2-3% случаев концепция не предполагает отдельных кабинетов, а рабочие станции высших руководителей расположены в open-space.

Офисное пространство отражает иерархию

Офисы государственных компаний, как правило, имеют сложную иерархичную структуру, предполагающую наличие нескольких «уровней» кабинетов, обнаружили исследователи. К примеру, в головном офисе госкорпорации для линейных руководителей было выделено более 80 персональных кабинетов, варьирующихся по площади от 12 до 31 кв. метров.

Госкорпорации предлагают линейным руководителям наилучшие условия. Посоревноваться с ними могут только международные юридические фирмы и российские промышленные корпорации, где управленец среднего звена работает в кабинете площадью более 20 кв. метров (напомним, в среднем по рынку —15 кв. метров).

Крупные аудиторские и девелоперские компании, а также российские банки предлагают таким сотрудникам кабинеты площадью 12-13 кв. метров. К примеру, планировка офиса крупной девелоперской структуры предусматривала 110 кабинетов линейного руководства площадью от 8 до 17 кв. метров. Содержание таких кабинетов обходится от 5700 до 12 800 долларов в год.

Офисные «коммуналки»

Минимальная площадь рабочей станции — 3,05 кв.метра. на сотрудника — была обнаружена в open-space крупных страховых и аудиторских компаний. Стоимость содержания тоже минимальна — 2,3 тысячи долларов в год.

Отметим, что, согласно стандартам, установленным СанПин (Санитарные правила и нормативы), рабочее место сотрудника не должно быть меньше 4,5 кв. метров.

Лучшие условия для рядовых сотрудников созданы в офисах юридических (8 кв. метров.), инвестиционных (7,6 кв. метра) и IT-компаний (6,4 кв. метра). При этом в юридических и инвестиционных компаниях просторные open-space являются производной имиджевого подхода к планировке офиса и небольшого числа персонала, размещенного вне отдельных кабинетов.

В IT-структурах открытые рабочие пространства занимают большую часть офиса и включают зоны для индивидуальной работы, отдыха и общения.

Как подсчитали аналитики PRIDEX, расходы арендаторов на содержание неэффективных помещений (всего 11% от общей площади исследованных офисов), составляет порядка 1,195 млрд долларов в год.

За что переплачивают? Как правило, за особенности кабинетной системы, неудобную конфигурацию арендуемых помещений и, конечно, за имиджевые «навороты».

В 15% московских офисов неэффективная площадь составляет пятую часть от всего офиса. Столь расточительный подход к организации офисного пространства характерен для юридических компаний, которые традиционно предпочитают кабинетную планировку, и государственных структур, имеющих сложную иерархию.

Чуть меньшая доля неэффективных помещений — от 10% до 20% — была выявлена в трети офисов класса «А» и «В». Виной тому — эффектные дизайнерские решения, нацеленные на формирование необычного имиджа. Однако, к примеру, концепция, подразумевающая нестандартное расположение зоны рецепции, может разбивать офис на несколько частей, которые необходимо соединить лишними коридорами, что приводит к существенному увеличению доли неэффективных площадей.

В большинстве московских офисов (45%) доля «лишних» помещений варьируется от 5 до 10%. , это связано с неудобной конфигурацией арендуемых площадей.

Только каждое десятое офисное помещение имеет показатель доли неэффективных помещений менее 5%.

В данную группу входят офисы с базовой отделкой от девелопера и небольшие по площади представительства иностранных компаний. Сюда же попали компании, корпоративные стандарты которых предусматривают сертификацию офиса в рамках экологических стандартов.

Исследователи отмечают, что в последние два года в новых проектах наблюдается снижение доли неэффективных помещений. «Тем не менее, в настоящий момент на рынке сложилась удивительная ситуация, когда для коммерческого заказчика реализуется проект площадью более 20 000 кв. метров с долей неэффективных помещений 5,5%, и одновременно строится офис для государственной структуры, площадью 8000 кв. метров, из которых две тысячи квадратных метров приходится на коридоры между кабинетами», — сообщается в исследовании.

Рекомендуем:

  • Фотоистории