16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.51 / ₽ 8257
  • RTS1163.50
9 июня 2009, 08:04

Заводы приукрасят действительность

Лента новостей

В последние 7 лет российский рынок лаков и краски рос темпами более 10% в год. Сейчас продажи упали на 6-10%. Однако потребление краски на душу населения в России в 2,5-4,5 раза меньшее, чем в Европе дает надежду на восстановление отрасли

Раскрашенные лавочки очень нравятся горожанам. Фото: BFM.ru
Раскрашенные лавочки очень нравятся горожанам. Фото: BFM.ru

В последние 7 лет российский рынок лаков и краски рос темпами более 10% в год. Сейчас продажи упали на 6-10%. Однако потребление краски на душу населения в России в 2,5-4,5 раза меньшее, чем в Европе дает надежду на восстановление отрасли.

По словам ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, объем российского рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) составляет 1,5-1,8 млн тонн, из которых на долю российского производителя приходится почти 1 млн тонн. Рынок делится на ЛКМ для промышленного и гражданского строительства, ЛКМ промышленного назначения, ЛКМ бытового применения, а строительные краски составляют примерно 30-35% рынка. При этом доля импорта в сегменте строительных красок достигает 10-15%, в сегменте промышленного назначения — 15-20%, в сегменте ЛКМ бытового применения — 40-50%.

Как сообщили BFM.ru в компании «Тиккурила», рынок декоративных лакокрасочных материалов в России в течение последних нескольких лет характеризовался бурным ростом — емкость рынка в литрах удвоилась за последние 5 лет. В 2008 году объем рынка декоративных ЛКМ составила 615 млн литров (по оценке компании «Хим-Эксперт»), или 1,2 млрд евро (по оценке компании«Тиккурила»). Рост рынка в основном был обусловлен увеличением потребления материалов на водной основе, доля которых в 2008 году составила почти 50%.

Спад в отрасли и на рынке был зафиксирован еще во второй половине прошлого года. Как отмечает в комментарии BFM.ru аналитик ИК «Вестига» Дмитрий Конторщиков, если в первом полугодии рост рынка составлял около 12% по отношению к аналогичным показателям 2007 года, то во втором полугодии падение спроса привело к итоговому снижению объемов продаж на 6%.

«Основным драйвером роста рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) стал рост строительного рынка, масштабное возведение инфраструктурных объектов. Еще одним крупным потребителем был автопром. Однако в текущем году резкая заморозка большинства строительных объектов, а также постоянные остановки конвейеров на автомобильных заводах привели к падению спроса на ЛКМ на 10-40% в зависимости от сегмента. Наименьшее падение приходится на сегмент розничной торговли. Точно оценить масштабы падения спроса пока не представляется возможным: отрасль является цикличной и основной спрос как раз приходится на летний период», — говорит эксперт»

Сокращение спроса на продукцию принесло многомиллионные убытки игрокам отрасли. Например, в I квартале этого года ОАО «Акрилат» — один из ведущих российских поставщиков сырья для производства акриловых красок, суперабсорбентов, индивидуальных гигиенических средств, строительных смесей — получил 255,31 млн рублей чистого убытка против 9,05 млн рублей чистой прибыли за аналогичный период прошлого года, говорится в опубликованном отчете предприятия. Выручка от реализации в январе-марте этого года составила 123,328 млн рублей, что в 3 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как и в ряде других отраслей, кризис уже приводит к усилению основных игроков, консолидации и уходу с рынка небольших компаний.

В частности, компания ООО «Тиккурила», которая занимает 1 место на рынке декоративных лакокрасочных материалов с долей 17,9% в натуральном выражении в России, предприняла ряд действий, которые нацелены на усиление позиции компании на рынке. В мае компания приобрела оставшиеся 30% акций двух санкт-петербургских лакокрасочных компаний у их учредителей и прежних менеджеров: производителя покрытий по металлам ООО «Гамма Индустриальные Краски» и производителя порошковых красок ООО «Тиккурила Порошковые Краски». Стороны договорились не разглашать финансовые подробности сделок, но известно, что в результате Tikkurila стала обладателем 100% акций обеих компаний.

А ранее компания открыла крупный логистического центр Tikkurila в Мытищах, инвестиции в строительство которого составили 20 млн евро. «Россия — один из важнейших рынков для концерна Tikkurila и открытие нового логистического центра является свидетельством о долгосрочном намерении Tikkurila работать на российском рынке», — комментирует BFM.ru гендиректор ООО «Тиккурила» в России Евгений Шупик.

«Потенциал российского рынка декоративных ЛКМ значителен. По данным официальной статистики, среднегодовое потребление краски на человека в России составляет 4,3 литра, тогда как в Европе этот показатель достигает 10-20 литров», — заявили BFM.ru в пресс-службе компании.

Как отмечает Дмитрий Конторщиков, доля импорта в течение последних лет постепенно снижалась: если 3-4 года назад она составляла около 45%, то в прошлом году на долю импортных ЛКМ пришлось 30-35% рынка. Однако основной проблемой российских производителей, не позволяющей им укрепиться на российском рынке, является низкий уровень используемых технологий. Несмотря на то, что многие производственные мощности возникли на месте советских НИИ, низкий уровень консолидации отрасли не позволяет активно инвестировать в новые технологии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию