16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
16 июня 2009, 17:33 ВалютаМакроэкономика

Медведев и соседи ставят на юань

Лента новостей

Страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) готовы к созданию новой резервной валюты — возможно, даже не одной. Эксперты полагают, что первый кандидат в резервисты — китайский юань. Кроме того, страны БРИК готовы вкладывать в валюты друг друга

Дмитрий Медведев во время подписания совместных документов по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Фото: РИА НОВОСТИ
Дмитрий Медведев во время подписания совместных документов по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Фото: РИА НОВОСТИ

«Нынешний набор резервных валют и основная резервная валюта — доллар США — со своими функциями не справились», — заявил президент РФ Дмитрий Медведев на пресс-конференции во вторник по итогам саммита ШОС.

Президент отметил, что процесс появления новых резервных валют — это «долгий процесс», однако признал, что без них не обойтись. При этом Дмитрий Медведев не исключил в перспективе появления наднациональных средств и форм расчетов, добавив, что это «крайне важно, потому что никакая валютная система не может быть успешной, если финансовые инструменты, которые используются, номинированы только в одной валюте. Сегодня мы понимаем, что это именно так. Такой валютой является доллар».

Отметим, что президент России не в первый раз говорит о необходимости радикально изменить систему мировых резервных валют. Как уже писал BFM.ru, в ходе встречи с министрами финансов стран СНГ в Барвихе президент выдвинул идею «более сбалансированной» системы мировых резервных валют. Международные эксперты также считают, что со временем влияние доллара ослабнет и он может потерять статус единственной мировой резервной валюты». Об этом, в частности, в интервью Bloomberg говорил профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.

Какую валюту можно использовать в качестве резервной, президент России не уточнил. Во всяком случае рубль пока не может претендовать на статус таковой. Министр финансов Алексей Кудрин ранее в интервью Business FM признал, что кризис подорвал доверие к рублю, и на восстановление доверия необходимо будет еще три-четыре года. Кроме того, министр финансов отметил, что для того, чтобы валюта стала резервной, «нужна очень стабильная макроэкономика и платежный баланс, чтобы Россия стала экспортной державой и имела стабильный экспорт, не зависящий от роста или падения цен». «Мы должны иметь очень низкий дефицит бюджета и низкую инфляцию. Тогда все поверят, что на протяжении многих лет российская валюта может быть стабильной», — пояснил Алексей Кудрин.

Генеральный директор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова в интервью BFM.ru предположила, что новая резервная валюта теоретически может быть создана при участии Китая. Алексей Кудрин прежде говорил, что в 10-летней перспективе это возможно. Первый заместитель председателя ЦБ России Алексей Улюкаев также согласен, что юань устраивает Россию в качестве резервной валюты.

Однако Тамара Касьянова добавляет, что пока Пекин не проявляет особой активности в этом направлении. И хотя КНР в апреле уменьшил объем вложений в US Treasures на 4,4 млрд долларов — до 763,5 млрд долларов, заместитель министра иностранных дел Китая Хэ Яфей в июне заявил, что разговоры об отказе от доллара как от основной резервной валюты «нереалистичны». Как передал Bloomberg слова чиновника, «никто не говорит об отказе от доллара». Он добавил, что вопрос создания новой международной валюты должен обсуждаться только на теоретическом уровне.

Параллельно страны ШОС обсуждают возможность увеличения доли расчетов в национальных валютах, что, по мнению Дмитрия Медведева также позволит укрепить международную валютную систему. «Укрепить международную валютную систему необходимо не только за счет доллара, но и создания резервных валют, а в перспективе — наднациональных средств и форм расчетов», — заявил он.

Помощник президента РФ Аркадий Дворкович на брифинге во вторник также пояснил, что назначить резервную валюту невозможно, однако можно сделать валюты других стран, в том числе России, более привлекательными. По его словам, лидеры государств, входящих в состав БРИК, на саммите в Екатеринбурге будут обсуждать вопросы усиления своих национальных валют. Усиление валют возможно, считает Дворкович, за счет роста торговых и экономических отношений между странами, а также взаимного размещения резервов в инструментах стран, входящих в БРИК.

«Возможно, речь пойдет о размещении части резервов в финансовые инструменты стран-партнеров, то есть мы могли бы размещать часть наших резервов не только в облигации США и европейских стран, но и, например, в финансовые инструменты, которые выпускают наши партнеры по странам БРИК. Было бы для нас вполне разумно, если бы наши партнеры согласились, в том числе, размещать часть своих резервов в наших российских инструментах», — сказал помощник президента.

«Если мы сможем это сделать, то валюты наших стран (БРИК) имеют все шансы стать резервными», — отметил Дворкович. По его словам, Россия рассчитывает, что развитие мировой экономики позволит продвигаться и укрепляться другим национальным валютам. При этом помощник президента рассчитывает на то, что страны БРИК в ближайшем будущем сравняются по экономическому потенциалу с лидерами мировой экономики. «Эти страны обладают большим потенциалом, и, по прогнозам специалистов, в ближайшее время сравняются с лидерами мировой экономики», — уверен он.

Главный экономист финансовой корпорации «Открытие» Данила Левченко в интервью радиостанции Business FM выразил мнение, что размещение части резервов России возможно, поскольку бумаг стран БРИК «достаточно надежны, точно так же, как и российские бумаги надежны для вложений». «Россия тоже входит в состав БРИК, и пока угрозы дефолта по национальным российским бумагам не существует фактически», — говорит эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию