Частные инвесторы стремятся в локомотивную тягу
Лента новостей
Надо ли допускать частников на рынок грузовых железнодорожных перевозок? Чего добиваются независимые операторы? И что может предложить им компания РЖД? Об этом рассказывает начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития Антон Рышков
Сейчас дела обстоят так: есть локальные операторы со своими вагонами, но без тяги. Частники формируют составы, а потом к ним прицепляют локомотивы РЖД. Игроков рынка, которые хотят стать полноценными грузоперевозчиками, это не устраивает: они хотят иметь свои локомотивы. Госкомпания, в принципе, не возражает. Правда, большого смысла в этом нет: локомотивов банально не хватает. РЖД и так выкупает все локомотивы, производимые в стране. Если часть из них достанется частникам, машин от этого больше не станет.
Но даже наличие своих локомотивов не означает автоматического допуска частников к грузоперевозкам. Рынка как такового еще не существует. Сначала нужно проверить на пилотных проектах, как независимые перевозчики будут конкурировать с РЖД, и между собой.
Получается, что с открытием рынка грузовых железнодорожных перевозок средства на инвестиции в инфраструктуру у ОАО «РЖД» не прибавятся, а наоборот, сократятся.
Содержание локомотивов, кстати, обходится недешево. И независимые перевозчики постараются минимизировать их число. А это закроет для частников длинные маршруты, где для того, чтобы провести состав, нужно сменить несколько разных по характеристикам локомотивов.
Понятно, что коммерческие перевозчики будут стремиться освоить в первую очередь самые прибыльные маршруты. И может возникнуть ситуация, когда на каких-то направлениях будет слишком много желающих поучаствовать в выполнении интересных заказов. Это создаст повышенную нагрузку на инфраструктуру и снизит пропускную способность таких участков:
Исходя из этого, в РЖД решили, что лучше остановиться на модели конкуренции «за маршрут». Она подразумевает, что исключительное право осуществлять все грузоперевозки на определенном участке передается победителю госконкурса на срок от 5 до 10 лет.
Теперь это нужно проверить на практике.
На стороне частников выступает антимонопольная служба. Но в РЖД считают, что сначала надо создать конкурентный рынок грузовых перевозок, а уже потом реализовывать предложения ФАС.
Главный вопрос: если открыть рынок грузовых перевозок, возьмут ли частники на себя те издержки, которые сейчас несет РЖД? Скорее всего, нет. Конкуренция будет нечестной, - отмечает Антон Рышков.
В РЖД считают, что в сложных экономических условиях и курсе на экономию бюджетных средств не стОит торопиться с открытием рынка грузовых железнодорожных перевозок. Это можно делать только тогда, когда будет полная уверенность в том, что не пострадают интересы государства, и что за поспешные и непродуманные решения не придется платить всем россиянам.