16+
Воскресенье, 24 июня 2018
  • BRENT $ 75.53 / ₽ 4751
  • RTS1125.41
6 декабря 2013, 18:31 НедвижимостьОбщество

Эксперт: «Периферию Москвы надо избавить от периферийности»

Лента новостей

На Московском урбанистическом форуме обсуждали, как превратить мегаполис в среду, где, в сущности, нет периферии, и во всех районах кипит жизнь

Какой потенциал кроется на окраинах города и как превратить город из моноцентричного в полицентричный, обсуждали в рамках первого пленарного заседания «Сбалансированное развитие современного мегаполиса — возможность или необходимость?», а также на сессии с поэтичным названием «Центры вне центра».

Мэр Москвы Сергей Собянин на заседании пояснил: власть считает, что процветание городов должно быть основано на процветании жителей. И окраины города должны быть по комфортности для жителей такими же, как и центр города. «Москва переходит от центростремительного к полицентричному развитию», — заявил он.

Основные инвестиции были перенаправлены на периферию и развитие промышленных зон. Необходимо обеспечить связанность периферии с центром. «Сегодня четверть московских районов не имеет доступа к метрополитену, в ближайшее время мы изменим ситуацию к лучшему», — пояснил мэр основную идею транспортной политики российской столицы.

Мэр Лондона Борис Джонсон отметил, что в Лондоне тоже сейчас происходит взрывной рост новых хабов на периферии и в пригородах. Население Лондона растет, и от этого страдает окружающая среда. «Как справиться с проблемами, являющимися обратной стороной успешного развития?» — сформулировал актуальный вопрос Джонсон.

Эдвард Листер, заммэра Лондона по городскому планированию, отметил, что сейчас в Лондоне проживает 8,4 млн человек. «Порядка 100 тысяч мы должны каждый год дополнительно разместить. Нам надо строить порядка 25 тысяч квартир в год, и должны создаваться рабочие места, детские сады и т.п.». Он отметил, что власти стараются при строительстве не нарушать «ткань города», а также не строить в пределах зеленых зон. «Бывшие доки не имеют экономической ценности, и мы можем их застраивать жильем. Однако здесь надо строить новые дороги и станции, решить вопрос с электроснабжением. А это затратно», — пояснил Листер.

В Москве, как отмечали многие эксперты, подобным потенциалом обладают промзоны, которые московские власти планируют также превращать в жилые районы и центры притяжения для горожан.

Эксперты из Токио поделились своим опытом реорганизации общин и пригородов. Этот метод называется «транзитно-ориентированный» и предполагает, что деловые, административные и другие учреждения концентрируются вблизи основных железнодорожных станций, а пустующие земли отводятся под дороги, объекты общественного назначения, парки отдыха. Об этом рассказал профессор университета Мейджи, бывший вице-губернатор правительства метрополии Токио Ясуши Аояма.

«Москва — город, в котором доля арендного жилья значительно меньше, чем доля собственного. Если такая недвижимость будет доступной и качественной, то люди, живущие в одном районе города, не будут ездить в другой: они станут снимать жилье рядом с работой. Поэтому для Москвы создание рынка арендного жилья является стратегической задачей», — подытожил Хуснуллин.

Москвичи в основном живут на окраине

На форуме представили результаты исследования, касающиеся ситуации состояния периферийных районов глобальных мегаполисов и финансовых центров: Лондона, Парижа, Лос-Анжелеса, Мехико, Сан-Паулу, Токио и др.

К 2030 году около 2 млрд человек будет жить в трущобах на окраинах городов, и существует угроза перехода от хорошо спланированных городов к стихийным массовым застройкам, отмечается в документе. Чтобы этого не произошло, нужно искать источники роста на периферии, избегать поляризации общества по имущественному признаку, отметил Джастин МакГирк, главный редактор Strelka Рress, представлявший результаты исследования.

Выяснилось, что 90% жителей Москвы живут между МКАД и Третьим транспортным кольцом (ТТК), при этом около 70% рабочих мест расположены внутри ТТК, а половина из этого количества — внутри Садового кольца. При этом около 40% земли имеют ограничения для пешеходов. Эксперты также выяснили, что лишь15% перемещений в агломерации завязано непосредственно на центр города как место окончания маршрута, все остальные едут из одного периферийного района в другой. Половина пути при этом — просто лишняя, перебег через центр города.

И пожалуй, факт, который поражает воображение: 22% жителей московских окраин просто не были в учреждениях культуры ни разу за последний год. Учреждения культуры преимущественно расположены как раз в центре города.

Руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом», директор образовательной программы института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Юрий Григорян пояснил, что в ходе исследования Московского мегаполиса эксперты рекомендовали активнее использовать сохранившееся культурное наследие советских времен. «Необходимо пересмотреть концепцию спальных микрорайонов Москвы, развивать периферию города так, чтобы наполнить ее жизнью, избавиться от «чувства периферийности» и найти потенциал для роста», — пояснил он.

Эксперты предложили более активно развивать общественные зоны в каждом из районов Москвы, а также избегать стихийного развития и сохранять контроль над земельными ресурсами.

Про земельные ресурсы эксперты выяснили следующий факт: доля доходов бюджета Москвы от налога на землю составляет всего 0,09%, от налога на имущество физических лиц — 0,004%, доходы от сдачи в аренду земельных участков дают всего 0,02%. Фактически Москва живет без инструмента управления развитием территории города. В исследовании отмечается, что для многих зарубежных городов 30–40% доходов бюджета приходится на налог на недвижимость.

Пожалуй, самой интересной рекомендацией стал снос девятиэтажек после завершения сноса пятиэтажек. Это необходимо, чтобы районы не превращались в трущобы, отметили эксперты.

Надо заметить, идея полицентризма кажется ряду экспертов не очень удачной. Во-первых, это может привести к разорванному на кластеры городу, как это произошло в Лос-Анжелесе, прогнозировал Леонид Смирнягин, профессор кафедры социально-экономической географии зарубежных стран МГУ. «Мы слишком мало знаем о Москве. Например, есть данные сотовых операторов, которые показывают, что с 6 утра до 12 дня большинство москвичей передвигается только в радиусе 1 км. А также много миграции в районе «бублика» между Садовым и ТТК. Это означает, что москвичи не так подвижны, как принято считать, а также далеко не все ездят работать в центр города. В связи с этим надо скорее развивать хорды и капиллярную сеть улиц, оставив центр центром», — заявил в своем выступлении профессор.

По его мнению, властям стоит изучить, какие рабочие места и где находятся, чтобы принимать более взвешенные урбанистические решения.

Надо заметить, что в этом году форум был очень интерактивным. Мнение выясняли у всех и постоянно. К примеру, на сессии «Центры вне центра» всех присутствующих, которых было около 200 человек, попросили выбрать: нужно ли Москве развивать полицентризм, оставаться ли моноцентричной или им не хватает информации для принятия решения. За первый и третий вариант проголосовало примерно равное количество присутствующих, а за вариант моноцентризма лишь десять человек.

На экспозиции предложений, как можно улучшить жизнь в Москве, предлагается отдать свой голос с помощью флажка. Как уверяют организаторы, предложения, набравшие больше всех голосов, будут реализованы. Среди тех, которые уже лидируют, — вертикальные парковки в спальных районах, масштабный кольцевой парк в срединной зоне Москвы (Большое кольцо), а также проект ренессанса спальных районов. Из глобальных проектов больше всего флажков набрал мост «СИТИ», а также проекты остановки автобусов (закрытые с четырех сторон, где есть розетки и вайфай), а также довольно броские общественные туалеты в парках города.

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию