16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
13 июля 2009, 13:32 ФинансыСтрахование

«Мы страхуем не простой риск»

Лента новостей

Председатель Российского антитеррористического страхового пула Александр Гульченко рассказал Business FM о своей организации и о правилах страхования рисков терроризма

Александр Гульченко. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
Александр Гульченко. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Председатель Российского антитеррористического страхового пула Александр Гульченко рассказал Business FM о своей организации и о правилах страхования рисков терроризма.

— Что представляет собой ваша организация, из кого состоит Антитеррористический страховой пул?

— Пул был образован в 2001 году шестью крупнейшими страховыми организациями. Сегодня это уже 30 страховых компаний, которые в определенных стандартах ценообразования предоставляют предприятиям и физическим лицам поддержку в случае необходимости и защиту по страхованию риска терроризма.

— Трудно ли было компаниям договориться о создании такого пула?

— Процесс был и простой, и непростой одновременно. Чем он прост? Были предпосылки к созданию пула, когда после известных событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года данная услуга фактически исчезла с российского и международных рынков. Возник вопрос, что делать? Делать не только на уровне государств, но и финансовым фондам и институтам. Поэтому здесь крупнейшие и стабильные организации России очень быстро нашли точки соприкосновения. Затем, после консультаций, были подписаны документы и создан данный пул.

— Когда он начал работать полноценно?

— С 2002 года. Тогда же начался прием по определенным критериям новых участников — страховых организаций. Начались выписки полисов и договоров страхования, покрывающих данные риски, начались операции по страхованию и перестрахованию. То есть 2002 уже был рабочим годом.

Сейчас же пул — это полноценно работающее объединение, со своей IT-системой, своими требованиями, отчетностями, связанными в том числе со спецификой данных рисков.

Но у пула было как бы две истории. 2001-2006 год — первая, а в 2006 году мы провели реорганизацию исполнительных аппаратов, комитетов, руководителей, с чего началась вторая. И на сегодняшний день пул состоит из трех внутренних органов и одного внешнего, обслуживающего IT-систему. У нас есть попечительский совет, наблюдательный совет и исполнительные комитеты.

Наблюдательный совет — это первые лица, уполномоченные страховых организаций, которые контролируют выполнение рабочих решений, стандартов и стратегии работы пула.

— Компании объединились в пул семь лет назад. Они по-прежнему считают, что лучше работать вместе?

— Сколько компаний, столько и мнений. Но не стоит забывать о том, что здесь не просто договорное имущественное страхование или страхование ответственности по решению судебных органов. Здесь составом выплаты является признание открытия производства и закрытия по делу, классифицированному ФСБ РФ как терроризм. Поэтому не каждый страховщик в состоянии корректно производить информационный обмен, урегулировать убыток. Ну а попытка перестрахования данных рисков на Западе по меньшей мере выглядит смешно, учитывая стандарты документооборота, принятые в РФ. Это конфиденциальная информация. На сегодняшний день отдельные компании пытаются декларировать идеи международного перестрахования, но это выглядит несерьезно, если учесть специфику данных рисков.

— Договор о страховании заключается в каждой компании отдельно?

— Каждая страховая организация, участник пула, заключает договоры самостоятельно, в рамках правил этой процедуры, которые задекларированы и которые устраивают надзорные регулирующие госорганы. Мы не забываем, что страхуем не простой риск, что есть особые требования, в том числе и государства.

— Кто ваши клиенты?

— Предприятия — и государственные, и частные, физические лица. Собственники предприятий.

— Физические лица чаще всего страдают от терактов. Каким образом они могут воспользоваться услугами и что для них предлагается?

— На данном этапе развития системы страхования предприятия или физические лица могут приобрести продукты и полисы либо защитить себя с помощью страхования имущественных рисков. Мы пока не говорим о жизни и здоровье — здесь в большей степени при поддержке государства нужно определиться с реальной стоимостью. Ценников пока нет, и это тонкий вопрос. Но если мы говорим об имущественных интересах, то это и есть предмет защиты. Защитить свое имущество, любое предприятие, дачи, квартиры, другую собственность, можно, работая с нами.

В целом, у физических лиц возможности страхования достаточно широкие. При этом страховая сумма не ограничена. Она является предметом договора между физическим лицом и страховщиком, входящим в наше объединение.

— Государство пользуется вашими услугами?

— За время существования пула мы провели страхование, а затем осуществили реальные выплаты по нескольким страховым случаям. Это был, в частности, теракт у гостиницы «Националь», взрыв у посольства в Малайзии, где мы защищаем интересы России, в данном случае, за рубежом. Посольства являются государственной собственностью, поэтому можно говорить, что была произведена защита интересов государства.

— Насколько негативно сказался кризис на работе пула?

— Мы смотрим с опережением на ситуацию на российском рынке, рассчитываем ее. Этим занимается один из рабочих органов нашего пула — Комитет по безопасности. Он пользуется собственными методиками подсчета надежности и лимитов участия страховых организаций по такому риску как терроризм. Потому что мы понимаем, что в большинстве своем это могут быть катастрофические выплаты. Мы на регулярной основе анализируем финансовое состояние клиентов и страховщиков, участников данного пула. Назначаем и меняем лимиты ответственности с учетом состояния резервов страховой организации. Так, на сегодняшний день сумма, сформированная пулом, составляет 1 млрд 565 млн рублей. Это размер убытка, который будет выплачен пулом максимально в случае катастрофического, крупного страхового события. Эта сумма состоит из ответственности 30 страховщиков.

— Она пропорционально поделена?

— Учитывая, что 30 компаний-участников пула имеют различные емкости и финансовые показатели, суммы ответственности у них также различные. Совокупно, если сложить ответственность всех 30 страховщиков, это и есть 1 млрд 565 млн рублей, которые без участия государства, самостоятельно в случае наступления страхового случая будут выплачены потерпевшему.

— Сейчас очень много телефонных террористов. От этого тоже страхуют?

— Под деятельность нашего пула это не попадпет. Наверное, это все-таки больше похоже на хулиганство.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию