Вторник, 30 апреля 2024
16 января 2014, 11:36 ТехнологииНаука

В созвездии Единорога нашли «невидимую» черную дыру

Заметить ее удалось только благодаря излучению необычной звезды

Обнаруженная черная дыра практически невидима для земных телескопов. Она небольшая по массе (по оценкам астрономов, всего лишь в 3,8-6,5 раза тяжелее Солнца) и почти не излучает рентгеновских лучей, сообщает РИА Новости.

Ученые делят черные дыры на два класса — сверхмассивные, которые являются центрами галактик, и обычные, масса которых «невелика». Последних известно достаточно мало — их слабое излучение сложно заметить.

Новую черную дыру удалось обнаружить благодаря необычной звезде MWC656, которая находится в созвездии Единорога и относится к редкому классу так называемых B(e)-светил, небольших голубых звезд. От аналогичных по массе звезд они отличаются повышенной яркостью и температурой. Из-за высокой скорости вращения мощного магнитного поля такие объекты «выбрасывают» часть материи наружу в виде диска.

Как правило, спутником таких звезд является нейтронная звезда. Но в данном случае астрономы из Астрофизического института Канарских островов в Санта-Круз-де-Тенерифе (Испания) обнаружили в поле излучения светила другой объект. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что спутником голубой звезды является небольшая черная дыра. Аналогичные черные дыры могут скрываться и у других звезд этого класса, полагают астрономы.