Он максимум, что может рассказать неожиданного, но это вряд ли, это открытие внутренних договоренностей и переговоров. Здесь Янукович может достаточно сильно подпортить политическую жизнь своим оппонентам, если начнет такого рода информацию выкладывать. В любом случае, Янукович — политик вчерашнего дня и, может быть, политик завтрашнего дня. Если на Украине все пойдет совсем плохо, то время Януковича еще может оказаться золотым. Для него могут возникнуть шансы вернуться к власти.
Кирилл Коктыш: Задача личная — закрепиться, заявить о том, что он остается в политическом пространстве, что он претендует на свою нишу, что он не исчез, что его рано списывать со счетов. Кроме желания зафиксировать себя как участником политического процесса, другой задачи быть не может, и вряд ли она достижима. Это возможность отстоять свой угол.
А России он зачем нужен?
Кирилл Коктыш: На всякий случай пригодится. Такого рода фигуры обычно держат при себе. Никогда не знаешь, когда это выстрелит. Бабрак Кармаль, будучи президентом Афганистана, в Советском Союзе находился предыдущие 8 лет, ожидая, когда наступит его «золотое время», и, как ни странно, дождался. Я не хочу сказать, что с Януковичем ситуация пойдет аналогичным образом, но пригодится в случае достаточно тяжелых раскладов на Украине, он может. Хотя, если говорить о личном доверии между ним и российским руководством, то это доверие никогда не было большим. А в последнее время оказалось полностью подорвано. Это еще один фактор, который будет очень сильно влиять на его дальнейшие политические перспективы.
Некоторые российские информагентства продолжают называть его президентом. Как это объяснить?
Кирилл Коктыш: Такая разноголосица имеет и юридические основания. Сегодняшнее украинское руководство легитимно, но не легально, потому что законов под это нет. А Янукович легален, но не легитимен. Он соответствует украинским законам, но не признается Украиной своим президентом. Это разночтение создает возможность для плюрализма мнений, который будет играть на понимании всеми реальной степени сложности ситуации, которая сложилась на Украине.
Не вызовет эта пресс-конференция ненужную дополнительную напряженность в отношениях Киева и Запада. Или наоборот, это может быть сознательный троллинг?
Кирилл Коктыш: Не то, что сознательный троллинг. С напряженностью и так все в порядке. Но при этом фиксирование своей жесткой позиции будет на руку Москве. Пока только Запад начинает отходить от односторонней интерпретации Майдана как евросторонников. Демонстрация Януковича как пророссийского политика, понимание того, что не только Украина нужна России, но и Украине нужна Россия, потому что без нее она не выживает. И открытие, что у самого денег за это платить нет. Когда эта реальность потихоньку скрывается, европейцы понимают, что все немного сложнее, чем им представлялось. Активное заявление о своих возможностях будет на руку России. Главное, чтобы это не переходило определенную грань и не приводило к прямой конфронтации. А все остальное можно будет конвертировать в плюсы.
Учитывая ситуацию с признанием Крымом Януковича, что будет дальше в автономной республике?
Кирилл Коктыш: Судьба будет решаться в Киеве. Крымчане, как и любые нормальные люди, исходят из того, что любые перемены могут происходить либо ради чего-то очень хорошего, либо, чтобы убежать от чего-то очень плохого. Очень хорошего не будет. Нет проекта, ради которого в Крыму поделиться добычей. А в случае если на Украине станет очень плохо, то сепаратистские тенденции возобладают. Но не раньше.