16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.23 / ₽ 8151
  • RTS1173.68
6 марта 2014, 14:00 Технологии

Облака меняют подход к ведению бизнеса

Лента новостей

Кирилл Корнильев, Генеральный Директор IBM Восточная Европа/Азия в интервью BFM.ru об облачных сервисах и задачах компании

Кирилл Корнильев, Генеральный Директор IBM Восточная Европа/Азия. Фото: пресс-служба
Кирилл Корнильев, Генеральный Директор IBM Восточная Европа/Азия. Фото: пресс-служба
Слово на слуху, тема актуальная, но что в действительности представляют собой облачные сервисы?
Кирилл Корнильев, Генеральный директор IBM Восточная Европа/Азия: Облако - это термин, который, действительно, сейчас всем хорошо известен. Более того, многие люди пользуются облаками, возможно, даже не осознавая, что они это делают. Строго говоря, облако - это термин, под которым понимают использование веб-сервисов, запущенных на удаленных серверах. Предоставлены эти сервера в пользование либо корпоративным заказчикам, либо конкретным конечным потребителям. К веб-сервисам можно подключиться при помощи Интернета с любого устройства, будь то персональный компьютер, ноутбук, смартфон или планшет. Мы все пользуемся почтой. Почтовые сервисы бывают разные. Например, gmail, Яндекс, mail.ru, hotmail. Провайдеров много, но всё это облако, потому что вы пользуетесь почтой, а она находится где-то. У вас есть веб-интерфейс доступа к этому, находящемуся где-то, и вы как пользователь откуда-то, из того самого облака получаете этот сервис.
Ну, это для конечных пользователей.
Кирилл Корнильев: Ну, почему? Почта может быть и корпоративной. Другие примеры вам тоже, наверное, хорошо известны. Сейчас неактуально, например, держать всю свою музыкальную коллекцию на локальном жестком диске на компьютере. Очень удобно иметь доступ к любой музыкальной композиции онлайн и располагать возможностью создания своих play-листов, транслируя свои музыкальные предпочтения, например, в социальные сети. И все это при помощи так называемого «музыкального облака».
Но это, если говорить о конечных потребителях. А как облачные сервисы используются в бизнесе?
Кирилл Корнильев: Точно таким же образом. Принцип очень похож. Единственное отличие в том, кто является потребителями. Это тоже конечные пользователи, но они выступают в другой социальной роли - сотрудников предприятий, выполняющих определенную задачу. Любое крупное учреждение, например, банк, разрабатывает очень много прикладного программного обеспечения. Это требует от них больших усилий. У банков есть штат сотрудников, которые разрабатывают приложения, затем их тестируют. Но разработку нельзя поставить сразу, не проверив, в промышленную эксплуатацию. Тестирование же отнимает много времени, средств и сил. Каждый отдел компании, как крупный, так и небольшой, и даже группа разработчиков имеют свой собственный тестовый сервер, на котором они проводят эту работу. Если все это разместить в облако, то вы получаете существенные преимущества, потому что одновременно все не работают. На десять отделов можно иметь, условно говоря, меньшее количество оборудования, и экономия достигает до 40% при создании такого тестового облака. Я уже не говорю о том, что корпоративная электронная почта, о которой я упоминал, тоже есть. Существует множество приложений, которые можно разместить в облачных структурах, что позволит предприятию работать более эффективно.
А в чем более эффективная работа с облаками выражается? То есть это снижение каких-то издержек в основном?
Кирилл Корнильев: Возьмем для примера ваш персональный компьютер. Какой его коэффициент полезного действия? Очень низкий, близкий к нулю, потому что вы просто не можете с такой частотой бить по клавишам. А возьмем сервер, который подсоединен к этому персональному компьютеру и который вы загружаете отправкой каких-либо запросов на обработку. КПД сервера будет составлять около 10-15%. А если этот сервер, не отдельно стоящая «железка» у вас под столом, а находящаяся где-то в облаке, то, возможно, на сто сотрудников нужно иметь не десять серверов, а восемь, шесть или пять, потому что одновременно столько запросов со всех сторон не приходит. Просто даже через банальную оптимизацию нагрузки на сервера, вы можете получить выигрыш.
Какие направления сейчас наиболее актуальны именно в облачных сервисах, помимо корпоративной почты, хранения файлов?
Кирилл Корнильев: Стоит вспомнить один такой случай, про который я недавно прочитал. Это яркий пример взаимодействия через облако, там есть компоненты и социальной сети, и совместной работы, и реальные бизнес-результаты. Представим себе: прибрежный город, Италия, рыбаки, рестораторы. Идиллическая картина . Казалось бы, нет места облачным вычислениям. Однако, местные специалисты построили облачную платформу, которая позволяет рыбакам планировать улов, находясь в море, в зависимости от сегодняшней потребности рестораторов. И тут же, поймав эту рыбу, на электронном аукционе продавать оную рестораторам. Такая площадка взаимодействия.
Облачная биржа.
Кирилл Корнильев: Да, можно так сказать. Вот пример того, что можно сделать в облаке. Такой подход уже меняет бизнес-процессы в эко-системе.
Какие именно по размеру бизнеса предприятия или по направлению деятельности, кому более интересны эти технологии сейчас?
Кирилл Корнильев: Если говорить в общем, не вдаваясь в детали, облака бывают двух типов. Публичные - это большие облачные структуры, которые строит крупный провайдер, и предоставляет такой сервис конечным пользователям - корпорациям или потребителям. Очень крупное предприятие может иметь такую критическую массу, что ему выгодно построить свое собственное частное облако и, соответственно, крупные предприятия зачастую так и поступают. Малый и средний бизнес успешно пользуется публичными облаками. Это не значит, что это взаимоисключающие понятия. В то же время существуют подходы, при которых и крупные предприятия используют публичные облака. Например, для задач неосновного приложения. Банки вряд ли переведут основные банковские системы в публичные облака, но вспомогательные функции, как я уже говорил, как, например, облако для тестирования приложения, вполне могут переводить.
Почему не переводят? Из соображений безопасности данных или по каким-то другим причинам?
Кирилл Корнильев: Здесь есть несколько аспектов. Во-первых, старые системы, которые предприятия создавали, разрабатывались без учета новых архитектур, и само приложение, созданное для поддержки предприятия, будь то промышленное предприятие или банк, должно быть готово к облаку. То есть прежде чем перейти к облакам, нужно будет все переделывать и переписывать. Это один аспект. Второй - в существующую инфраструктуру компания уже вложила определенные средства, и она должна какое-то время эксплуатироваться. То есть существуют как технические, так и экономические факторы, помимо такой важной составляющей, как безопасность. Естественно, существует также и психологический фактор. Как же так, я куда-то отдам свои ценные данные? Можно ли быть уверенным, что их сохранят, не потеряют?

Облака: развитие бизнеса и польза людям

... о безопасности. А действительно, точно можно быть уверенными, что ваши данные не утекут куда-то на сторону?
Кирилл Корнильев: Здесь ключевым вопросом является соглашение об уровне предоставляемого вам сервиса. Если в рамках соглашения провайдер облачных вычислений обеспечивает вам сохранность данных, надо смотреть, на каком уровне и что конкретно он предоставляет. На этом моменте я бы хотел остановиться подробнее. IBM традиционно успешно работает на рынке b2b. Мы практически не представлены на рынке в сегменте b2c. Работая с другими компаниями и предприятиями, мы понимаем, что нужно создавать облачные структуры таким образом, чтобы они были выгодны для бизнеса. Поэтому недавно компания IBM приобрела инновационную компанию Softlayer. В настоящее время IBM Softlayer является одним из ведущих в мире провайдеров облачных вычислений для корпоративных заказчиков. Я не буду вдаваться в технические возможности, но IBM Softlayer предпринимает массу усилий, чтобы обеспечить бизнесу удобное и комфортное использование облачных сервисов. И прежде всего вопросов безопасности, а именно - на каком диске лежит моя информация, как она закодирована, какой серийный номер этого диска, почему она там лежит? Можно относиться с иронией к этим вопросам, но главный офицер по безопасности предприятия эти вопросы задавать будет.
И вы можете на них ответить?
Кирилл Корнильев: Да.
Если IBM приобрела эту компанию, значит, для нее, как для корпорации, облачное направление становится одним из приоритетов.
Кирилл Корнильев: Безусловно. На сегодняшний день облачные вычисления меняют наши представления о том, как должны организовываться вычисления в частности и бизнес-процессы в общем на предприятиях XXI века. Эта технологическая революция действительно радикально меняет ситуацию с обработкой информации не только конечных потребителей, но и корпоративных заказчиков. Быть в стороне от этого процесса было бы крайне неразумно. Именно поэтому облачные вычисления - один из краеугольных камней в стратегии компании XXI века. IBM Softlayer бурно развивается. На сегодня есть уже 25 мега ЦОДов компании по всему миру. В этом году мы будем вкладывать 1 млрд 200 млн долларов в создание еще 15 мега ЦОДов, что подтверждает серьезность наших намерений.
Какую цель перед собой ставить IBM, вкладываясь так серьезно в это направление? Стать первыми?
Кирилл Корнильев: Быть ведущим поставщиком облачных вычислений для бизнеса.
Предполагается, что это может быть интересно и российскому бизнесу?
Кирилл Корнильев: Конечно. Вообще-то, облачные вычисления достаточно трансграничны, если можно так сказать. На примере конечных пользователей, вы прекрасно видите, что мы все пользуемся облачными услугами, предоставляемыми нам как российскими компаниями, например, электронная почта, "Яндекс", "Mail.ru", или зарубежная (Yahoo!, Gmail и т.д.). В связи с этим использование бизнесом облачных вычислений таким же образом трансгранично. Более того, российский бизнес тоже становится международным. Сбербанк работает не только на территории Российской Федерации, но и в Центральной Европе, в Турции и других странах, соответственно Банку нужно иметь структуры во многих регионах мира. Облачные вычисления могут быть полезны и для многих других промышленных, банковских, телекоммуникационных и иных компаний.
Система облачных вычислений, которую сейчас создает IBM на базе Softlayer, вы будете предлагать ее и на российском рынке?
Кирилл Корнильев: Мы ее уже предлагаем. Мы с вами уже говорили о том, что сейчас бизнес как бы экспериментирует, делает те или иные шаги. Могу привести в этом смысле пример, который мы недавно реализовали для компании QIWI. Платежный сервис QIWI известен в стране всем. Только ежемесячная аудитория этой компании насчитывает, если мне память не изменяет, 60 млн человек. В день QIWI проводит больше 12 млн транзакций. В соответствии со стратегией, которую разработала QIWI, вся инфраструктура компании в течение ближайших нескольких лет должна перейти в публичные и частные облака. На сегодняшний день мы начали именно с частных облаков. Частное облако QIWI уже развернуто - в облачную среду была переведна серверная инфраструктура. Если компании нужен новый сервис, он выделяется из облака QIWI, и новое оборудование закупать не нужно. По этому жу принципу построена система хранения данных. Я привел яркий и понятный пример перехода на облачные вычисления компании, которая современна, инновационна и медийна. Внедрение облачной платформы в описанном выше примере позволило QIWI уменьшить совокупную стоимость владения этой IT инфраструктурой на 20%.
Экономия есть, а за счет эта экономия достигается и как?
Кирилл Корнильев: Если вы решили получать информационную инфраструктуру из облака, а не закупать свои сервера и ставить их в своем центре обработки данных, одной из главных положительных сторон такого подхода будет легкая, быстрая и безболезненная масштабируемость вычислительных мощностей. Это, в свою очередь, позволяет провести плавный и безболезненный переход на более мощную инфраструктуру, когда это потребуется. Например, у вас увеличился штат сотрудников, работающих в бухглатерии, соответственно нужно иметь больше рабочих мест для взаимодействия с вашими бухгалтерскими системами. Вам не нужно ничего закупать, у вас было пять бухглатеров, стало 30, и вы просто одним кликом увеличиваете ваши мощности в облаке. Да, суммы в счетах за предоставляемые сервисы возрастут, однако вам достаточно одного клика мыши, чтобы получить доступ к большим мощностям. В противном случае вы потеряете несколько месяцев на закупку серверов, на настройку новой системы и т.д. –После переноса бизнеса в облако, вам не надо будет выкладывать в IT-инфраструктуру большое количество средств единоразово или аккумулировать средства на закупку, вы просто производите ежемесячный платеж за использование ресурсов. Вам не требуются средства на модернизацию аппаратной инфраструктуры - это делает поставщик облачных решений. У вас отсутствуют расходы на плановый или внеплановый ремонт оборудования, вам не нужно платить за электроэнергию или выделять помещение под ЦОД.
А если говорить об отношении самого российского бизнеса к этим облакам, как бы вы его охарактеризовали: интересуются, не интересуются, востороженное или осторожное?
Кирилл Корнильев: Облачные технологии в применении к бизнесу в России находятся на этапе возникновения. И на этом стартовом этапе, с одной стороны, наблюдается очень бурный рост, с другой стороны, с небольшой базы. В силу этого говорить, что облачные вычисления для бизнеса доминируют по отношению к традиционным вычислениям, наверное будет неправильно. Тем не менее, это быстрорастущее новое направление, и бизнес сейчас, если угодно, экспериментирует. Компании с удовольствием это направление пробуют использовать, но пока перевеса облачных технологий для бизнеса против традиционных нет.
Получается, что нужно некоторое время?
Кирилл Корнильев: Конечно.
А сколько? Года два-три?
Кирилл Корнильев: Вы знаете, оракулом здесь быть сложно. Пять лет назад вряд ли кто-нибудь мог бы предвидеть бурный рост среди пользователей смартфонов. Сейчас практически у каждого пользователя смартфон есть. Я бы был очень осторожен в таких прогнозах. На мой взгляд, в современную эпоху, внедрение новых технологий, будь то для бизнеса, или для рядовых потребителей, происходит иногда так быстро, что трех лет можно и не ждать. Возможно, уже через год мы увидим радикальное изменение ситуации.
Ожидания есть?
Кирилл Корнильев: Ожидания есть, поэтому мы и наблюдаем такие серьезные инвестиции.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию