16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
25 марта 2014, 15:17 Компании

Эксперты не пришли к согласию по поводу единого списка офшоров

Лента новостей

Хотя склонны согласиться с тем, что такие списки (или такой список) — нужное и полезное дело

В Госдуме предлагают создать единый «черный список» офшоров, что позволит систематизировать деятельность всех заинтересованных ведомств. Однако не все эксперты согласны с необходимостью формирования общего списка, считая, что проблемы офшоризации он не решит.
Предложение депутатов Госдумы о создании единого «черного списка» офшоров было обращено Минфину и Центробанку. Сейчас каждое из этих ведомств имеет собственные списки офшоров. О планах создать свой «черный список» уже заявили и в Минэкономразвития.

Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию терроризму, член президиума Генсовета «Единой России» Ирина Яровая, считает, что необходимо создавать единый список офшоров. «Это позволит систематизировать работу в рамках антиофшорной политики», — сказала депутат. Еще одной мерой по борьбе с офшоризацией является раскрытие бенефициаров, заявила Яровая. «Складывается ситуация, в которой многие российские компании становятся нероссийскими, так как их бенефициарами являются офшоры», — заметила она.

Как отмечает Яровая, российский бюджет терпит существенные потери от офшоризации. Только в прошлом году порядка 11 млрд долларов российских компаний прошло через офшоры. А это пятая часть всего российского экспорта. «Данные цифры являются прямыми потерями бюджета страны», — заявила Яровая, назвав их «впечатляющими потерями».

Ранее президент Владимир Путин на прошедшем недавно съезде РСПП призвал предпринимателей «понимать свою меру ответственности». «Российские компании должны быть зарегистрированы на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности», — сказал президент.

В свою очередь, декан факультета социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов видит определенную экономическую целесообразность в едином списке офшоров, хотя и признался, что бизнес «будет не очень доволен такого рода ограничениями».

«Политика деофшоризации имеет как национальные, так и глобальные корни, — отметил Шатилов. «В настоящий момент ведется достаточно активная борьба не только Россией, но и ведущими странами Запада, по отмене принципов налоговой тайны, по борьбе с офшорами, отмыванием денег. Во многом это обусловлено тем, что, во-первых, в условиях глобальной турбулентности ведущие государства мира стремятся контролировать бизнес. С другой стороны, они заинтересованы в притоке средств в казну, поскольку возрастают расходы практически повсеместно. Социальные аппетиты населения возрастают, их надо удовлетворять. Бизнес же старается свои доходы скрыть, платить поменьше налогов».
Шатилов предупреждает, что ограничения не понравятся бизнесу, но, как он уверен, предприниматели «вынуждены будут смириться с реалиями. По мнению декана Финансового университета, «черный список» может быть неформальным. «Не обязательно его афишировать. Но определенный смысл в этом списке есть», — сказал Шатилов.

А вот его коллега, аспирант кафедры политологии Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Васильева, наоборот, убеждена, что «список офшоров должен быть единым, утвержденным, чтобы не было разногласий». «Скажем, есть некая компания, которая говорит, что согласно списку ЦБ у нее нет офшоров. В тоже время ФНС начинает им объяснять, что правительство имеет другой список, и Минфин пользуется именно им, и они также ориентируются на него», — рассуждает эксперт.

Офшоры можно разделить на три вида в зависимости от того, какая информация раскрывается компанией и какая отчетность публикуется, пояснила Васильева. «Есть те, где никакая информация не разглашается, есть те, где раскрывается только часть информации, а есть такие, где информация о собственниках раскрывается полностью, но там есть одно преимущество — ниже налоговые ставки. Вот разногласия среди ведомств вызывает третья группа офшоров. Нужен единый подход, чтобы были понятными и прозрачными «правила игры», — считает экономист.

По мнению Екатерины Васильевой, дело в том, что сейчас некоторые зарубежные компании готовы вложить деньги в российские фирмы, проекты, но наличие большого количества офшоров отпугивает их. «Наличие офшоров они рассматривает как финансовые риски, которые должны учитываться при вложениях, а это, в свою очередь, приводит к дополнительным расходам с их стороны, что делает вложения уже невыгодными. Очищение компаний будет способствовать улучшению инвестиционного климата», — считает Васильева.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию