16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
16 апреля 2014, 15:48 ОбществоПолитика

Реформа МСУ выгодна для начинающих политиков, отмечают эксперты

Лента новостей

Они обращают внимание на то, что законопроект облегчит возможность быть избранным любому гражданину, который решит участвовать в выборах

Госдума во вторник, 15 апреля, одобрила внесение поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в первом чтении. Документ, как считают эксперты, окажет позитивное влияние на российскую политическую систему за счет повышения ответственности местной власти перед гражданами. В процессе разработки проекта закона его авторы обобщили более 800 предложений, поступивших от депутатов разного уровня, представителей муниципального сообщества, экспертов.

«Законопроект стал результатом осмысления опыта развития местного самоуправления за последние два десятилетия», — подчеркнул первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, председатель Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) Вячеслав Тимченко.

Сохраняя в главном и основном существующую систему местного самоуправления, законопроект вводит два новых типа муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В каждом таком районе население избирает депутатов в орган представительной власти, из которых, в свою очередь, будет формироваться представительный орган городского округа — городская дума. Главу городского округа предлагается избирать из состава представительного органа.

«Очень важно, что законопроект не обязывает субъекты Федерации вводить у себя эти новации. Он лишь дает им такую возможность. А окончательное решение с учетом мнения жителей городов будет принимать сам субъект», — заметил Тимченко. Таким образом, документ повысит ответственность губернаторов, на чьи плечи ляжет работа по поиску консенсуса, разъяснение населению преимуществ новой схемы и обеспечение учета мнений всех заинтересованных сторон.

Суть законопроекта — в приближении муниципальной власти к населению. Именно поэтому, отмечает парламентарий, упор сделан на ключевое, первичное звено — поселения и внутригородские районы, «где живут люди и где решаются их самые насущные проблемы». «Устранение разрыва между властью и населением, формирование власти, до которой «можно дотянуться рукой», мы рассматриваем и в качестве важнейшего условия усиления гражданского контроля за работой местных администраций, снижения коррупции на муниципальном уровне», — заявил председатель ВСМС.

Отладка механизмов системы МСУ на уровне городских округов, где проживает более половины населения России, повысит сбалансированность всей системы, указал Тимченко. «Это позволит сделать следующий шаг — перейти к уточнению полномочий различных типов муниципальных образований, финансовому обеспечению их деятельности», — заключил парламентарий.

Законопроект подразумевает плавность перехода к новой системе МСУ. В частности, региональным властям рекомендовано предусматривать постепенные, естественные сроки реформирования — например, прекращать полномочия действующих городских дум или муниципальных районных собраний не сразу, а по мере истечения сроков их полномочий.

Эксперты, в свою очередь, обращают внимание на то, что законопроект облегчит возможность быть избранным любому гражданину, который решит участвовать в выборах. «Расширяются возможности быть избранным. Это касается и гражданских активистов, и представителей партии большинства, и представителей оппозиции», — заявил член экспертного совета Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Алексей Зудин. «Реформа позволит приблизить местное самоуправление к гражданам. Это важное условие для того, чтобы МСУ, наконец, адекватно заработало», — добавил он.

Зудин также отметил плюсы, связанные с институтом сити-менеджеров. В соответствии с законопроектом предусмотрено разделение функций главы города и городского управляющего: первый будет председательствовать в горсовете и координировать деятельность местной власти в целом, а второй займется решением хозяйственных вопросов. «Предполагается, что на должность сити-менеджера будут приглашать человека компетентного, квалифицированного, профессионального, — заметил политолог. «К плюсам можно отнести и то, что предполагается снять конфликт по линии мэр-губернатор. Это реально», — добавил Зудин.

Положительную экспертную оценку также получило право, а не обязанность, крупных городов на введение двухуровневой модели МСУ. Дальнейший же диалог о конкретных способах, сроках, полномочиях и других особенностях новой системы будет вестись между городскими сообществами и властями конкретных регионов. «Та часть реформы, предполагающая, что регион будет сам выбирать, вводить новую систему или нет, очень разумная. Фактически реформа МСУ запускает естественную конкуренцию нескольких моделей местного самоуправления. Это должно повысить уровень доверия к предложению и снять часть проблем, с которым МСУ может столкнуться», — считает Зудин.

Политолог обратил внимание и на то, что переход на двухуровневую систему МСУ будет выгоден для начинающих политиков и гражданских активистов. Впрочем, этот факт, по его словам, вызывает недовольство части оппозиции, которая «не хочет начинать с депутатов низового уровня». «Реформа предполагает, что депутаты, которые начнут свою карьеру с достаточно низкого уровня, будут реально вкладываться. Возможность для быстрых карьер, возможность для малообязывающих отношений с избирателями, сократится. К сожалению, поведение части оппозиции говорит как раз о том, что они рассчитывают на подобного рода вещи», — заявил Зудин. «Сама по себе работа на низовом уровне им малоинтересна. Они хотят быстрее попасть хотя бы на городской уровень, где принимаются властные решения, распределяются блага, где есть возможность заключать соглашения с группами интересов», — добавил политолог.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию