16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.12 / ₽ 8152
  • RTS1171.06
8 августа 2009, 10:26 СМИ

Журналистам все труднее приложить знания

Лента новостей

Первые выпускники школы мультимедийной журналистики — проекта Высшей школы экономики, РИА «Новости» и «Интерфакса» — получили дипломы, когда СМИ переживают не лучшие времена и не заинтересованы в новых кадрах

Выживают профессионалы, остальным все сложнее найти работу. Фото: Илья Варламов
Выживают профессионалы, остальным все сложнее найти работу. Фото: Илья Варламов

Первые выпускники школы мультимедийной журналистики — совместного образовательного проекта Высшей школы экономики и двух российских информагентств РИА «Новости» и «Интерфакс» — на прошлой неделе получили дипломы. Но так уж случилось, что выпуск совпал с разгаром кризиса, когда большинство СМИ переживают не лучшие времена и не проявляют особого рвения к притоку новых кадров.

С начала кризиса крупнейшие компании-рекламодатели сокращали рекламные бюджеты. СМИ, недополучая средств от рекламы, реформировали издания, закрывали нерентабельные проекты, приостанавливают запуск новых. Не обошлось и без увольнений и сокращений зарплат.

Многие эксперты утверждали, что благодаря кризису произойдет оздоровление медиарынка. С этим согласен, например, вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. По его мнению, «до сих пор рынок был перегружен изданиями неэффективными, зависящими, скорее, от внешних, причем непрофильных спонсоров и владельцев непрофильных активов, которые очень мало уделяли внимание качеству». С закрытием таких СМИ на рынке появляются специалисты, которых перехватывают редакторы и менеджеры других медиа-проектов.

По данным «Почты России», снижение подписных тиражей пока небольшое, но цены на издания в киосках продолжают падать, потому что люди покупают все меньше. При этом Елена Грачева, руководитель отдела кадров ИД «Панорама», рассказала BFM.ru, что упали подписные тиражи на некоторые из их специализированных изданий, уменьшилась их рентабельность. Кое-какие журналы закрылись. Журналисты остальных изданий стали получать меньше, а сотрудников перестали принимать на работу с нового года. Однако, по ее мнению, скоро рынок должен оживиться: «На первое полугодие 2010 года у нас прогноз оптимистичный, мы собираемся реанимировать некоторые издания». Телевизионщики тоже смотрят в будущее с оптимизмом.

Вакансии

Традиционно журналисты устраиваются на работу по знакомству, и медиаменеджеры предпочитают не доверять рекрутерам подбор «пишущего» персонала. Директор службы информации радиостанции Business FM Андрей Вишневский считает, что кадры для специализированного радио подбирать достаточно тяжело, да и не нужно. Обычно на работу приглашают тех, кого уже знают либо по прежней работе, либо человек просто известен в журналистской среде. «В таком случае новые люди попадают в уже сложившийся коллектив, и сразу впитывают те правила, по которым этот коллектив работает. Главное — мозги и желание работать».

Однако данные портала Работа@Mail.ru отлично демонстрируют кризисные тенденции. Так, в январе число вакансий для журналистов печатных СМИ было почти на 90% меньше докризисного периода: 380 в сентябре и 41 в январе. Прежде всего, это объясняется обрушением рынка глянца. Вакансий телевизионщиков было на 95% меньше (312 и 14), радийщиков — на 93% (114 и 8). Интернет-журналистов искали на 88% реже, чем в сентябре прошлого года (211 и 27). Сейчас быстрее остальных восстанавливается интернет-индустрия, в июле показатели уже на 17% выше по сравнению с докризисным периодом. А вот количество предложений для телевизионщиков увеличилось только на 1%.

Нужно отметить, что вакансия — это далеко не всегда свободное рабочее место. В условиях кризиса около 70% вакансий журналистов и редакторов, по сути, означают замену работника, то есть на те же самые деньги ищут людей лучше, комментирует Алена Владимирская, руководитель проекта Работа@Mail.ru. Год назад на замену искали около 30% людей, но тогда все предприятия быстро росли.

При этом спрос на рабочие места возрос довольно значительно: год назад на каждую вакансию откликалось в среднем 4–5 человек, в январе уже 36–38. Сейчас желающих около 26-ти.

Зарплаты

Некоторые эксперты рынка полагают, что в медиаиндустрии кризис привел в соответствие уровень зарплат и профессионализм журналистов. Конечно, это не касается медийных звезд — для них зарплата определяется по особым законам. В кризис СМИ начинают работать с фрилансерами и с контенщиками, которых уволили из медиа или из смежных областей, таких как маркетинг и PR.

Чаще всего работодатели указывают в описании вакансий «договорная зарплата», поэтому размеры окладов в исследовании Работа@Mail.ru приблизительные и касаются они только столичного региона. Меньше всего в кризис получали телевизионщики – 60% от январской зарплаты, в среднем 37 тысяч рублей. И сейчас у них минимальные по отрасли зарплаты, 48 тысяч рублей. Только интернет-журналисты сейчас получают больше, чем год назад, 52 тысячи по сравнению с 44-мя. Эксперты связывают это с перетеканием рекламных бюджетов в Сеть. Также благотворно кризис сказался на зарплатах радийщиков: теперь они получают на 2 тысячи рублей больше, чем в сентябре, — 49 тысяч.

По словам Евгении Смоленской, главного редактора журнала D', осенью 2008 года в медиахолдинге «Эксперт» было сокращение фонда зарплаты, доходившее до 30%. При этом у экономических журналистов зарплаты снизились мало: «Журналисты — штучный товар, и разбрасываться ими никак нельзя, поэтому их мы старались сохранить по-максимуму», утверждает Евгения Смоленская.

Нужно отметить, что медийная отрасль всегда славилась своими социальными пакетами, которые раньше можно было получить по бартеру за рекламу: фитнес, стоматология, бензин, мобильный телефон. Сейчас соцпакеты ушли из описания почти всех вакансий.

Выпускники

Эксперты полагают, что к зиме объемы рекламы в периодике снизятся на 30% по сравнению с докризисными временами, и при этом закроется почти треть печатных СМИ. На этом фоне, помимо уже потерявших работу журналистов, не найдет себе профессионального применения четверть выпускников журфака. Об этом рассказала декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова в интервью газете «Новые известия». И это при том, что всего около 70% выпускников факультетов журналистики работают по специальности или в смежных областях (PR, маркетинг и др.).

До кризиса средний возраст востребованного журналиста равнялся 25 годам, сейчас — уже 28. Алена Владимирская, руководитель проекта Работа@Mail.ru поясняет: «Вакансий стажеров почти не осталось, и вряд ли кто-то возьмет на работу студента без опыта и моложе 25-ти лет: на эти же деньги сейчас можно найти более опытного человека, которого не нужно будет учить»

Именно поэтому студенты журфаков обычно начинают работать еще во время учебы. При этом, как правило, страдает качество получаемого образования. Елена Вартанова считает, что «часть вины за плохую подготовку студентов лежит на медиаиндустрии, которая оттягивает у нас студентов младших курсов». А сами медиаменеджеры все настойчивее обращают внимание на то, что журналистам не хватает глубокого гуманитарного, базового образования. Но, как принято считать, высокий культурный уровень для профессионального журналиста важнее практических навыков, которые получить никогда не поздно. Идеальная ситуация — когда медийщики сами ведут на журфаках спецсеминары и тем самым приближают студентов старших курсов к практике.

Особая ситуация в специализированных СМИ. Там требуются люди, которые могут профессионально написать или сказать о практической стороне какой-то отрасли. Поэтому, говорит Евгения Смоленская, узкопрофильные издания предпочитают брать, скорее, «гибких» студентов Высшей школы экономики или Плехановской академии, чем журналистов с журфака МГУ.

Прогнозы

«Непрофессиональных специалистов в отрасли станет меньше, — рассказал Александр Полесицкий, генеральный директор радиохолдинга «Европейская медиа группа» в интервью порталу Mediajobs.ru. — Проблема кадров станет, с одной стороны, менее острой, потому что люди будут наполнять такое [меньшее] количество ресурсов, с другой стороны — еще более острой, потому что требования к профессионализму повысятся». Уже сейчас журналисты трудятся больше и более профессионально. Контентщики в отрасли будут нужны всегда: «в условиях кризиса влияние информационной составляющей будет только возрастать».

Кроме того, медиаиндустрии нужны будут медиаменеджеры, способные понимать творческую составляющую СМИ, потому что компании постепенно коммерциализируются. Также растет сегмент журналистов-рекламщиков, так как рекламодатели становятся более требовательными: предлагают новые, нестандартные формы для размещения.

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов говорит, что тем людям, которые окажутся за бортом, придется либо менять профессию, либо переучиваться, либо повышать свою квалификацию. «В первые пять лет после кризиса будет коренная ломка всей модели печатных СМИ в сторону повышения доли мультимедийных продуктов внутри тех издательских структур, которые сегодня занимаются исключительно печатными проектами». То есть журналист или редактор должен освоить несколько платформ: и печатную, и онлайновую, и видео, и блогосферу, так как они будут использоваться внутри одной медиаструктуры.

Наконец, спрос на медиапродукты будет более точечным, поэтому будут востребованы нишевые журналисты, в том числе, конечно, ориентирующиеся в экономической, финансовой и деловой информации.

Представители индустрии СМИ сходятся во мнении, что главное — не экономить на качественном контенте, потому что с оттоком лучших кадров уходит аудитория, за ними — рекламодатели. И тогда получается замкнутый круг. Поэтому если выпускники школы мультимедийной журналистики действительно профессиональны, у них есть все шансы найти перспективную работу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию