16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.31 / ₽ 8228
  • RTS1178.69
18 июня 2014, 18:16 Компании

Нельзя терять темп. Игорь Кацал о перспективах нефти «ВСТО»

Лента новостей

Малосернистую российскую нефть сорта «ВСТО» специалисты считают очень конкурентоспособной, способной соперничать с североморской Brent. Чтобы сделать этот сорт маркерным и организовать биржевые торги, необходима единая спецификация и общие правила торговли по одному контракту. Причем действовать нужно достаточно быстро

Игорь Николаевич Кацал, заместитель вице-президента компании ОАО «АК «Транснефть».
Игорь Николаевич Кацал, заместитель вице-президента компании ОАО «АК «Транснефть». Фото: Пресс-служба компании

Заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацал в интервью Business FM рассказал о перспективах сорта нефти «ВСТО», или ESPO, как ее называют трейдеры.

Министерство энергетики Российской Федерации заявляло ранее о планах по созданию уже в ближайшее время маркерного сорта нефти «ВСТО». На ваш взгляд, какие шаги для этого необходимо предпринять?
Игорь Кацал: Да, действительно, Министерство энергетики достаточно давно озаботилось этим вопросом. Уже перед запуском в эксплуатацию порта Козьмино в конце 2009 года была организована рабочая группа для проработки конкретных мероприятий в этом направлении, понятных как производителям, так и потребителям смеси «ВСТО». Однако эта работа ведется не очень активно и продуктивно. Она то возобновляется, то практически прекращается.

В целом это достаточно интересная задача, и приступать к ее выполнению надо было гораздо раньше. По своему классу нефть «ВСТО» соответствует малосернистой, то есть с содержанием серы до 0,6% и плотностью до 850 кг/м3. А если сравнивать ее с мировыми эталонами — Dubai, Brent, то она соперничает с североморской нефтью. В этом смысле нефть сорта «ВСТО» очень конкурентна.

Какие действия нужны?
Игорь Кацал: Необходима правильная организация продаж. Очень важно создать единую спецификацию на продажу в порту. Пока этого достичь не удалось. На восточном направлении работают восемь-девять игроков, в том числе «Роснефть», «Сургутнефтегаз», средние добывающие компании – Иркутская нефтяная компания, «Дулисьма», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и другие. Я называю именно те компании, которые добывают нефть в Восточной Сибири и сдают ее в трубопроводную систему ВСТО, они и являются основными игроками на этом рынке. Кроме того, часть нефти, которую мы транспортируем по системе ВСТО, перенаправляется из Западной Сибири. Это в основном нефть с месторождений от Самотлора до Анжеро-Судженска.

По большому счету мы стабильно сохраняем качество этого сорта. В декабре этого года будет пять лет, как с ним работает порт Козьмино. За это время мы действительно приучили потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе к качеству нефти «ВСТО». К сожалению, за пять лет наша нефть, которая выигрывает по качеству по сравнению с другими сортами, присутствующими на рынке АТР, не стала эталоном и до сих пор котируется с отношением к сорту Dubai.

По формуле рассчитывается?
Игорь Кацал: Да, рассчитывается по формуле по отношению к сорту Dubai, хотя его качество хуже и производитель достаточно далеко расположен. При этом наш дальневосточный порт Козьмино находится в непосредственной близости от потребителей нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому перспективы у сорта «ВСТО» есть. У нас стабильное качество и стабильный, даже растущий объем экспорта этой смеси.

Необходимо создание общих правил торговли. Однако на сегодняшний день данный вопрос так и не решен. Производители нефти — вот эти восемь-девять компаний — должны договориться друг с другом о том, что нефть будет торговаться по одному контракту.

Что касается выхода на свободный рынок, то для всех должна быть общая спецификация, чего, к сожалению, сегодня не получается. Большая надежда возлагалась на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу, но и здесь пока тоже дело не сложилось. Однако перспектива, на мой взгляд, очень хорошая. Мы действительно можем достигнуть 30 млн тонн экспорта нефти сорта «ВСТО» к 2018 году, и он вполне может стать маркерным сортом.

России реально запустить биржевые торги этой нефтью?
Игорь Кацал: Думаю, что да. Но это зависит не от «Транснефти» как транспортной организации. От нас зависит стабильность качества и обеспечение объемов. Это самое главное.
То есть вы полностью обеспечиваете создание вот этого сорта и запуска его в свободную торговлю?
Игорь Кацал: Да.
А на зарубежных площадках проще запустить торги или сложнее?
Игорь Кацал: Инструмент продажи, то есть какая именно биржевая площадка будет использоваться, — это уже второй вопрос. Например, на сегодняшний день Brent теряет в качестве и за последние десять лет очень сильно потерял в объемах долевого присутствия на рынке. Тем не менее спекулятивные игроки держат Brent за эталонный сорт.

Инициатива в отношении биржевых торгов этим сортом в большей степени должна исходить от биржи. На мой взгляд, есть много вопросов законодательного характера, которые тоже надо будет решить, — это налоги, пошлины и так далее. Или, к примеру, фьючерсы — это продажа товара, который будет поставлен когда-то в будущем. А как в этом случае будет регулироваться налоговая составляющая? Здесь необходимо вносить коррективы, согласовывать этот механизм с профильными министерствами и ведомствами.

Если мы хотим сделать сорт «ВСТО» маркерным на рынке, то надо действовать достаточно быстро, потому что мы уже теряем темп: сорт присутствует на рынке уже пять лет. Нужны серьезные изменения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию