Нельзя терять темп. Игорь Кацал о перспективах нефти «ВСТО»
Лента новостей
Малосернистую российскую нефть сорта «ВСТО» специалисты считают очень конкурентоспособной, способной соперничать с североморской Brent. Чтобы сделать этот сорт маркерным и организовать биржевые торги, необходима единая спецификация и общие правила торговли по одному контракту. Причем действовать нужно достаточно быстро
Заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацал в интервью Business FM рассказал о перспективах сорта нефти «ВСТО», или ESPO, как ее называют трейдеры.
В целом это достаточно интересная задача, и приступать к ее выполнению надо было гораздо раньше. По своему классу нефть «ВСТО» соответствует малосернистой, то есть с содержанием серы до 0,6% и плотностью до 850 кг/м3. А если сравнивать ее с мировыми эталонами — Dubai, Brent, то она соперничает с североморской нефтью. В этом смысле нефть сорта «ВСТО» очень конкурентна.
По большому счету мы стабильно сохраняем качество этого сорта. В декабре этого года будет пять лет, как с ним работает порт Козьмино. За это время мы действительно приучили потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе к качеству нефти «ВСТО». К сожалению, за пять лет наша нефть, которая выигрывает по качеству по сравнению с другими сортами, присутствующими на рынке АТР, не стала эталоном и до сих пор котируется с отношением к сорту Dubai.
Необходимо создание общих правил торговли. Однако на сегодняшний день данный вопрос так и не решен. Производители нефти — вот эти восемь-девять компаний — должны договориться друг с другом о том, что нефть будет торговаться по одному контракту.
Что касается выхода на свободный рынок, то для всех должна быть общая спецификация, чего, к сожалению, сегодня не получается. Большая надежда возлагалась на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу, но и здесь пока тоже дело не сложилось. Однако перспектива, на мой взгляд, очень хорошая. Мы действительно можем достигнуть 30 млн тонн экспорта нефти сорта «ВСТО» к 2018 году, и он вполне может стать маркерным сортом.
Инициатива в отношении биржевых торгов этим сортом в большей степени должна исходить от биржи. На мой взгляд, есть много вопросов законодательного характера, которые тоже надо будет решить, — это налоги, пошлины и так далее. Или, к примеру, фьючерсы — это продажа товара, который будет поставлен когда-то в будущем. А как в этом случае будет регулироваться налоговая составляющая? Здесь необходимо вносить коррективы, согласовывать этот механизм с профильными министерствами и ведомствами.
Если мы хотим сделать сорт «ВСТО» маркерным на рынке, то надо действовать достаточно быстро, потому что мы уже теряем темп: сорт присутствует на рынке уже пять лет. Нужны серьезные изменения.