16+
Среда, 24 января 2018
  • BRENT $ 69.81 / ₽ 3936
  • RTS1277.46
11 августа 2009, 20:53 Путешествия

Европа переходит на внутренний туризм

Лента новостей

В условиях кризиса Европа переходит на внутренний туризм. Европейцы все чаще предпочитают отдыхать на родине. Внешний турпоток уже сократился на 10%, что приносит большие трудности отраслям, зависимым от этого сегмента экономики

Туристы на велосипедах. Фото: sergeydolya.livejournal.com
Туристы на велосипедах. Фото: sergeydolya.livejournal.com

В условиях кризиса Европа переходит на внутренний туризм. Европейцы все чаще предпочитают отдыхать на родине. В свою очередь, это приносит большие трудности отраслям, зависимым от международного пассажиропотока. Более того, проблемы всех сопряженных секторов могут усугубиться, если подтвердятся опасения по поводу распространения свиного гриппа.

Согласно данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в европейских государствах число иностранных туристов за первые четыре месяца 2009 года сократилось на 10%. Если первые признаки восстановления экономики окажутся устойчивыми, то, согласно прогнозам UNWTO, показатель немного улучшится и по итогам года будет составлять минус 5-8%. В мире в целом международный туризм, согласно оценкам UNWTO, за январь-апрель сократился на 8% (247 млн человек против 269 млн за аналогичный период 2008 года), а по итогам года снижение составит 4-6%.

Средиземноморские направления показывают худшую динамику, чем глобально отрасль в целом. В регионе речь идет о сокращении туристического потока на 10%. Потеря примерно 10 млн туристов и 14 млрд евро доходов, прогнозируемая на текущий год Всемирным советом путешествий и туризма (World Travel & Tourism Council), трансформируется в серьезные проблемы для тех, чей заработок и прибыль зависят от результатов работы в ключевой для Средиземноморья сезон с мая по сентябрь.

Многие страны несут потери в результате изменения валютных курсов. Укрепление евро относительно фунта стерлингов, доллара и рубля (валюты ключевых для туркомпаний рынков) снижает конкурентоспособность средиземноморских стран еврозоны по сравнению с другими государствами, не входящими в блок.

Для сравнения стоит отметить, что по последним данным UNWTO, в Турции поток туристов в первые месяцы года снизился только на 1,5%, несмотря на экономический кризис. Минимизировать потери удалось в том числе благодаря 12-процентному снижению курса лиры к евро. Относительно благоприятная динамика также в Марокко и Тунисе.

Во Франции, являющейся самым популярным туристическим направлением в мире, в июне было зафиксировано снижение числа иностранных гостей на 4%. С учетом июля и августа падение может достигать 30%, опасаются эксперты. Туристическая отрасль, на долю которой приходится 6% в структуре ВВП Франции, возлагает надежды на внутренний спрос. Государственный секретарь по туризму Анри Новелли (Henri Novelli) рассчитывает, что французы компенсируют снижение притока иностранцев.

«По ряду показателей мы видим, что путешествуют сейчас меньше. Это факт, — прокомментировал в интервью Associated Press Джеффри Липман (Geoffrey Lipman), заместитель генерального секретаря UNWTO. — В то же время многие привыкли считать отпуск частью привычного ежегодного графика. Возможно, они не уезжают далеко от дома. Кроме того, многие переходят на более дешевые варианты, выбирают не бизнес-класс, а эконом-класс, трехзвездочный отель вместо четырехзведочного».

Но даже эта тенденция может меняться, и тем более вероятно, чем дольше будет продолжаться спад, и еще — в случае новой волны заболеваемости свиным гриппом, отмечает Липман.

И эти факторы неопределенности могут означать, что туристической отрасли предстоит трудный период. И пока сложно судить, насколько этот сектор пострадает.

Итальянские гостиницы еще в январе сообщали о сокращении 20% рабочих мест в этом сегменте. В Греции прогнозируют, что в этом году из числа занятых в туризме и связанных областях работу потеряют 19 тысяч человек.

Давление кризиса ощущается во многих сфера турбизнеса и участники рынка вынуждены искать свои способы, как можно ему противостоять. Так, вторая крупнейшая в Испании сеть отелей NH Hoteles продает активы, чтобы выручить дополнительные средства после увеличения вдвое чистых убытков в I квартале. Во Флоренции несколько гостиниц пошли на решительные меры, и не принимают туристов в августе. Даже знаменитые музеи Ватикана в Риме фиксируют снижение числа посетителей.

«Мы не относимся к числу отраслей, требующих финансовой помощи так же, как и автоиндустрия, перерабатывающая промышленность или банковская сфера, — говорит Липман. — Представители туристического бизнеса хотели бы только сказать: «Есть много способов, как вы можете нам помочь, принимая грамотные меры — сокращая налоги, а не повышая их, поддерживая, а не подавляя потребителей. Если вы проводите программу стимулирования, включите в нее туризм».

Липман заявил, что пакеты экономического стимулирования в 60 странах по всему миру предусматривают в том числе меры, направленные либо непосредственно на поддержку туризма, либо на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, которые составляют в структуре турбизнеса более 60%.

В Испании, где туризм обеспечивает 11% ВВП (как и в Италии), правительство в июле утвердило уже второй в этом году пакет мер — на этот раз в объеме 1 млрд евро. Италия сообщила о выделении 1,6 млрд евро финансирования на поддержку отрасли. Даже ограниченное в средствах правительство Греции сократило налоги и увеличило субсидии для туристической индустрии.

По оценкам итальянского министерства по туризму, этим летом в Италии туристов будет больше на 11%, пусть и приезжают они сейчас на более короткие сроки. Но с этой цифрой не согласна ассоциация гостиничного бизнеса, эксперты которой прогнозируют более скромный рост на 1,5%, нейтрализуемый при этом падением расходов на 18% и сокращением сроков пребывания в стране на 17%.

Шведы, австрийцы и итальянцы, как и жители некоторых других стран, предпочитают не уезжать далеко от дома.

Представители итальянского министерства по туризму констатируют, что Сицилия потеснила Испанию в качестве основного направления пляжного отдыха для итальянцев. Черногория тоже выигрывает на фоне стремления организовать отдых в ближайших регионах: число отдыхающих из-за рубежа здесь выросло на 4%, в основном за счет соседних стран.

В этом году мало путешествуют британцы, которые предпочитают не уезжать за рубеж, несмотря на дождливое лето. В основном это связано с падением курса фунта стерлингов.

Если считать число дней проживания в гостиницах, в Швейцарии этот показатель для британцев упал за первое полугодие на 20%. Приток британцев в Испанию сократился на 16%.

В самой Великобритании, согласно данным национального туристического агентства VisitBritain, приток туристов из-за рубежа в этом году по май месяц сократился на 12%. При этом их расходы снизились на 3% в номинальном выражении (без учета инфляции) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Жители Германии все больше предпочитают проводить отпуск на родине. Как сообщило 10 августа федеральное статистическое бюро, показатель бронирования отелей, пансионов и кемпингов Германии немецкими туристами (по числу дней пребывания) вырос в июне на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом, в июне 2009 года немцы оплатили 31 млн гостиничных суток, в то время как количество дней проживания зарубежных туристов в немецких гостиницах, сократилось на 8% и составило 4,8 млн человеко-дней.

Греческая отраслевая ассоциация сообщила данные за первые семь месяцев: число зарубежных туристов в стране за прошедшие месяцы сократилось на 8,1% (5,9 млн человек против 6,4 млн за аналогичный период прошлого года).

Хотя наметилось некоторое улучшение по сравнению с показателем за полугодие (минус 9,6%), отрасль по-прежнему переживает серьезные трудности. Как заявил в интервью Reuters глава гостиничной федерации Hellenic Hotel Federation Андреас Андреадис (Andreas Andreadis), даже увеличение притока посетителей не обязательно означает дополнительный доход, ведь и скидки сейчас довольно существенные.

Как отмечает Reuters, на долю туризма приходится почти пятая часть в структуре экономики Греции, объем которой оценивается в 250 млрд евро. Примерно такая же доля работающих в этом секторе к общему числа занятых.

Несмотря ни на что, представители туристической отрасли верят в то, что их сектор в первую очередь выиграет на фоне устойчивого подъема.

«Думаю, туристический рынок может восстановиться быстрее, чем все остальные, — комментирует Роб Франклин (Rob Franklin), эксперт Европейской комиссии по туризму, ссылаясь на отложенный спрос. — Нужно только обратиться к опыту прошлого, чтобы понять, насколько быстро восстановится туристическая отрасль».

Рекомендуем:

  • Фотоистории