16+
Пятница, 8 ноября 2024
  • BRENT $ 75.39 / ₽ 7393
  • RTS864.26
15 июля 2014, 14:04 Право

Есть ли смысл. Стоит ли судиться с метро?

Лента новостей

По словам известных юристов, потерпевшие в результате аварии в столичном метро имеют право на получение различных компенсаций

Эмблема московского метро у входа на станцию.
Эмблема московского метро у входа на станцию. Фото: ИТАР-ТАСС

Пострадавшие в результате аварии в московском метро имеют право на получение компенсаций. Однако стоит ли их добиваться (ведь судебные разбирательства могут занять не один месяц)? BFM.ru опросил юристов.

По словам известного адвоката Игоря Трунова, на сегодняшней день в России действует обязательное страхование пассажироперевозок, которое распространяется и на метрополитен. Последний является источником повышенной опасности. «Навскидку, кажется, речь идет о сумме до двух миллионов рублей, но, конечно, граждане имеют право требовать и больше», — сказал он.

Юрист отметил, что в случае гибели человека родственники погибшего могут потребовать взыскать с государства расходы на погребение, в том числе на установку памятника и поминки. «Кроме того, пострадавшие могут предъявить иск и требовать назначить им пенсию по утрате кормильца. Это касается детей, нетрудоспособных иждивенцев, престарелых родителей и так далее, — продолжил Трунов. — Поскольку метрополитен — средство повышенной опасности, то владелец платит вне зависимости от вины. То есть вину метрополитена в случившемся доказывать не нужно будет, норма действует автоматически».

Адвокат добавил, что люди также могут обратиться в суд с требованием о выплате компенсации морального вреда, расходов на лечение, а также потребовать компенсировать юридические издержки. «Иными словами то, что человек заплатит адвокату, метрополитен должен будет возместить в обязательном порядке», — пояснил он.

По словам юриста, окончательная причина произошедшего выяснится в результате расследования уголовного дела, которое уже возбудили по факту случившегося. « В рамках этого дела нужно проверить финансовую составляющую и выяснить, почему не инвестируются деньги в реконструкцию и покупку нового оборудования, почему не происходит надлежащий ремонт? То, что в нашей стране все разворовывается, это ясно, но почему следственные органы этим не занимаются?» — задает Трунов риторический вопрос.

Игорь Трунов имеет опыт судебных тяжб с Московским метрополитеном. Он представлял интересы женщины, которая пострадала от отравления угарным газом 5 июня 2012 года. Тогда на перегоне между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд» дважды загорелся силовой кабель, возникло сильное задымление. Женщина просила суд взыскать в ее пользу более 3 млн рублей. 9 июня этого года Мещанский суд Москвы удовлетворил иск частично. Он постановил выплатить пострадавшей 150 тысяч рублей: 100 тысяч рублей в качестве расходов на лечение и 50 тысяч рублей — как компенсацию морального вреда.

Председатель «Общества защиты прав потребителей» (ОЗПП) Михаил Аншаков согласен с тем, что метрополитен, как любое транспортное предприятие, отвечает за безопасность пассажиров. Он советует вначале направить руководству столичной подземки письменную претензию. «Если там откажутся выплатить компенсацию в досудебном порядке, то ее уже можно требовать в судебном порядке, — сказал он. — Шансы что-то получить есть, поскольку здесь был нанесен очевидный ущерб физическому лицу». Впрочем, по словам Аншакова, людям не стоит рассчитывать на большие суммы. Он объясняет почему: «Прежде всего потому, что метрополитен — это муниципальное предприятие, и российские и особенно московские суды вынуждены лавировать по искам с властями. В московских судах сложно выиграть у правительства и еще взыскать достойную компенсацию. В данном случае выиграть у властей будет можно, а вот взыскать достойную компенсацию — достаточно сложно, — прогнозирует глава ОЗПП. — Но все же некоторую компенсацию весьма вероятно присудят».

По словам Аншакова, все будет зависеть от того, какой вред здоровью был причинен гражданину. «Если человек просто испытал психологический шок, то ему нужно будет обратиться в медучреждение, чтобы ему поставили диагноз. Может быть, у него обострились хронические заболевания или он стал нуждаться в услугах психотерапевта, — описывает эксперт необходимые действия. — Если человек представит в суд реальные документы, то есть шанс что-то с метрополитена взыскать. Однако речь, конечно, идет не о миллионах рублей, а о тысячах или десятках тысяч», — предупреждает он.

В прошлом году ОЗПП пыталось судиться с московским метро, однако потерпело фиаско. В поданном иске, в частности, утверждалось, что метрополитен нарушает нормы санитарного законодательства: уровень звукового давления в вагонах завышен, а температурный режим в начале лета 2013 года не соответствовал нормам. Кроме того, заявители указывали на сильную изношенность покрытия полов. ОЗПП настаивало, что это создает травмоопасную ситуацию. ОЗПП не требовало выплаты компенсаций, а лишь просило признать действия ГУП противоправными и привести станции и сооружения метрополитена в соответствие с нормами закона. Однако 4 декабря 2013 года иск был отклонен Мещанским судом.

Полковник милиции в отставке, а ныне адвокат Евгений Черноусов призывает граждан подумать, прежде чем начинать судебные тяжбы, ведь разбирательства могут растянутся на месяцы и даже годы. По его словам, прежде всего нужно будет доказать, что ты был в эпицентре аварии. «Метро — это же не автобус, не самолет, не поезд, здесь совсем другие билеты, и поэтому определенная сложность здесь есть, — признался юрист. — Не удивляйтесь, если вам самому придется собирать «доказательства», хотя по закону вы не обязаны этого делать. Но у нас в стране все наоборот бывает и приходится самому представлять доказательства». Таковыми, по словам адвоката, являются свидетельские показания родственников, близких, коллег по работе, работников бригады скорой помощи, телефонные звонки, которые были совершены сразу после аварии, а также видеозапись с камер наблюдения станций метрополитена.

Однако юрист надеется, что людям не придется судиться и правительство Москвы примет какие-то меры для выплаты компенсации. Уже стало известно, что власти выплатят семьям погибших по миллиону рублей. Размер компенсации пострадавшим составит до полумиллиона. Адвокат добавляет, что компенсацию вряд ли получат те, кто физически не пострадал, а лишь испытал психологический шок. «Это нужно проводить экспертизу на предмет того, что у вас начались отклонения со здоровьем. Я не советую в этом случае людям судиться. Вы потратите больше денег, сил, здоровья, нервов и времени, но не добьетесь, чего просите. Такова судебная специфика по данной категории дел. Иными словами, игра не стоит свеч, тем более в нашем государстве», — резюмирует Евгений Черноусов.

Он добавил, что в российском законодательстве критерии морального вреда до сих пор не определены и сумму будет на свое усмотрение определять суд: «Если вы отсудили 1 млн рублей, то это считается огого!». Однако, по словам адвоката, такие суммы отсуживают, как правило, лишь за гибель человека.

Авария в московском метро произошла сегодня примерно в 8.35 утра. По предварительным данным, на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии из-за резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации. Это привело к резкой остановке электропоезда, три вагона сошли с рельсов, люди оказались заблокированы в одном из вагонов. К 11 утра спасательная операция была завершена. В результате аварии погибли более десяти человек. По данным вице-мэра столицы Петра Бирюкова, медицинская помощь потребовалась 149 людям, 106 из них были госпитализированы, состояние многих оценивается врачами как тяжелое.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию