16+
Четверг, 24 августа 2017
  • BRENT $ 52.48 / ₽ 3100
  • RTS1044.96
23 декабря 2014, 13:23 Авто

В эпоху санкций. Как растет российское машиностроение

Лента новостей

Обмен санкциями, девальвация рубля и курс на импортозамещение. Какие отрасли российской экономики могут выиграть от этого? Сегодня — о том, что происходит сейчас в машиностроении

Производство буровой установки на ОАО «Уралмашзавод».
Производство буровой установки на ОАО «Уралмашзавод». Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Ряд крупнейших предприятий машиностроительной отрасли попал под западные санкции. К примеру, это концерн «Калашников» (в прошлом «Ижмаш»), который помимо оружия выпускает и продукцию гражданского назначения, или Уралвагонзавод, который производит как танки, так и вагоны. Других компаний, например, концерна «Уралмаш», ограничения напрямую не коснулись, но основным акционером «Уралмаша» является Газпромбанк, которому закрыли доступ к длинным деньгам на мировом финансовом рынке. Возможно, в будущем это как-то повлияет на работу дочерней компании.

Все опрошенные Business FM эксперты отмечают, что влияние санкций в отрасли пока минимальное, и некоторые сегменты, в частности, авиастроение, по итогам года могут показать неплохой рост.

Алексей Вязовскийэкономист«У «Объединенной авиационной корпорации» все — более-менее. Санкции никак особо не сказались, в этом году они поставят рекорд по поставкам нового самолета Superjet, а через год-два у них уже намечается конкурент Boeing и Airbus — это проект МС-21. Хотя он имеет много западных комплектующих. Вообще, крупное машиностроение — это всегда какое-то кооперативное международное производство. Тем не менее, особо сильно санкции никак не сказались».

Девальвация рубля, с одной стороны, повышает конкурентоспособность продукции российских машиностроительных предприятий, с другой, приводит к росту издержек, поскольку и средства производства, и многие комплектующие мы покупаем за рубежом. Но в целом ослабление нацвалюты дает неплохой шанс предприятиям отрасли, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

Дмитрий Чумаковгендиректор Vector Market Research«В легком машиностроении ситуация неплохая, многие предприятия уже сейчас производят конкурентоспособный продукт. За последние 20 лет они многому научились у европейских компаний, и некоторые технологические решения, которые ими внедрены, даже могут быть более эффективными и целесообразными для использования. Более того, в контексте текущего изменения валютного курса продукция, производимая в России, получает новое конкурентное преимущество. Это уникальная возможность таких предприятий для того, чтобы увеличить свою долю на российском рынке».

По данным «РИА Рейтинг», по итогам года положительная динамика производства наблюдалась только в двух из двенадцати машиностроительных подотраслей. Но говорить о каком-то импортозамещении в целом по отрасли пока преждевременно, отмечает партнер компании ФБК Игорь Николаев.

Игорь Николаевпартнер компании ФБК«Те же вагоны пассажирские, магистральные, их производство выросло на 26 с лишним процентов, вот вам пример из транспортного машиностроения. Или приборы и аппаратура для автоматического регулирования или управления — на 17,5% — рост в октябре. Здесь для отдельных производств на какой-то период времени эффект импортозамещения сработал. Другое дело, что, в целом, и для экономики, и для машиностроения, если суммировать все производства, этот эффект не мог сработать, он и не сработал».

Сколько на это потребуется времени? Оценки разнятся, но, в любом случае, это годы. Так, в недавнем интервью «Коммерсанту» первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин сообщил, что на импортозамещение в станкостроении уйдет пять-семь лет. Проблемы в машиностроении те же самые, что и во всем реальном секторе. Развитию производства мешает дефицит инвестиций, связанный, в том числе, с оттоком капитала, а также неподъемная стоимость кредитов.

Рекомендуем:

  • Фотоистории