16+
Суббота, 18 ноября 2017
  • BRENT $ 62.72 / ₽ 3705
  • RTS1132.45
27 марта 2015, 18:08
Александр Аничкин

Александр Аничкин

След немецкого Airbus: можно ли застраховаться от трагедии?

Общие годовые потери авиакомпаний от катастроф превысят 2 млрд долларов, включая несколько сот миллионов прямых платежей по страховым обязательствам. Но можно ли застраховаться, что называется, на все случаи жизни?

Катастрофа лайнера Germanwings в Альпах получила самое невероятное из всех возможных объяснений — умышленное крушение руками второго пилота. Что, конечно, только усилило потрясение и для близких погибших, и для авиакомпании, да и для всех, у кого есть сердце.

У страховых брокеров сердце тоже есть, конечно. Только по характеру своего бизнеса они еще считают деньги, потерянные на разных грустных событиях или заработанные на их отсутствии.

Трагедия во французских Альпах совпала с опубликованием инвестиционного доклада Lloyd’s of London, ведущего мирового страхового рынка. Эксперты Lloyd’s предупреждают: авиалинии как бизнес теряет деньги. Генеральный директор Lloyd’s Инга Биэл отметила, что «авиационный продукт» приносит потери страховому бизнесу. Это при том, что в целом страховой сектор остается привлекательным для инвесторов.

Главным страховщиком (андеррайтером) Germanwings является крупная мюнхенская компания Allianz, в страховых программах участвуют лондонские и международные страховщики, а также и собственный страховой брокер Lufthansa компания Albatros Insurance Services GmbH.

По сообщениям в специализированных страховых изданиях, выплаты только за потерю «корпуса» составят 6,5 млн долларов. Сумма остальных обязательств потребует некоторого времени для расчета.

Последний год был черным для авиаперевозчиков. Сетевое издание Planecrashinfo.com сообщает, что в общей сложности погибло более тысячи человек. Lloyd’s предстоит выплатить 310 млн фунтов в связи с гибелью двух малайзийских лайнеров, катастрофы самолета AirAsia в Индонезии, тайваньского TransAsia, Air Algérie в Мали и по последствиям боев вокруг аэропорта в Триполи. По оценке издания Insurance Business America, общие годовые потери авиакомпаний от катастроф превысят 2 млрд долларов, включая несколько сот миллионов прямых платежей по страховым обязательствам. Это наибольшая сумма со времени «9/11» — атак смертников Аль-Каиды в США 11 сентября 2001 года.

После гибели малайзийского лайнера на востоке Украины некоторые андеррайтеры потребовали на 300% увеличить страховые премии (взносы) на маршрутах, где возможны военные риск (по сообщению The Financial Times).

Но можно ли застраховаться, что называется, на все случаи жизни?

Сегодня версия самоубийства пилота — с убийством других людей на самолете — это основное объяснение случившегося. И все же это пока только версия. И не ясны мотивы. Lufthansa настаивает, что полностью доверяет своим пилотам. Друзья, соседи, коллеги, хорошо знавшие Андреаса Лубитца, рассказывают о нем как о совершенно нормальном, приветливом человек. Не верят.

Утечки из источников, близких следствию, говорят, что найдены вроде бы новые свидетельства, подтверждающие версию намеренного крушения.

Кажется невероятным. Впрочем, оказывается, катастрофа Germanwings — это не единственный пример аварии, связанной с попыткой самоубийства пилота или пассажира. С 1964 года известно, по крайней мере, 17 таких случаев, в том числе в нашем веке — семь (эта цифра включает четыре самолета с пассажирами, погибших в теракте 9/11). В нескольких случаях попытку удалось предотвратить. Умышленные действия пилота рассматриваются как одна из версий в случае с малайзийским лайнером, исчезнувшим во время перелета из Куала-Лумпура в Пекин в марте прошлого года и так и не найденным. В других катастрофах выводы специалистов оспариваются. Одна из таких катастроф – гибель Boeing-767 компании EgyptAir над Атлантикой в 1999 году. Американские эксперты пришли тогда к выводу, что самолет намеренно направил к гибели один из пилотов. Египетская сторона не согласна с этим.

Сейчас авиакомпании вводят дополнительные правила безопасности: в кабине всегда должны находиться два члена экипажа, должен быть усилен контроль за психическим состоянием пилотов и другое. Многие поддерживают, некоторые сомневаются...

Несколько лет назад, здесь во Франции, мой коллега по бизнесу попал в тяжелую автокатастрофу, едва остался жив, лежал в больнице, долго восстанавливался. Поразили тогда обстоятельства происшествия. До сих пор не могу понять, как такое может человеку в голову прийти.

Случилось вот что. Некий обиженный жизнью человек (кажется, там была семейная драма, ушла жена) решил покончить с собой, а заодно отомстить миру за свои невзгоды — и выехал навстречу потоку на скоростную автостраду. Несколько машин вдребезги разбились, уворачиваясь. Смертника остановил шофер большегрузной фуры. Англичанин-дальнобойщик, молниеносно сообразив, что происходит, развернул трейлер поперек дороги.

Страхуйся, не страхуйся!

В заключение все же утешительное. Все-таки летать самолетами — один из самых безопасных способов передвижения. По статистике, на 100 миллионов пассажиров коммерческих авиарейсов приходится лишь два погибших.

Рекомендуем:

  • Фотоистории