16+
Понедельник, 21 мая 2018
  • BRENT $ 79.06 / ₽ 4922
  • RTS1173.14
21 апреля 2015, 19:04 Компании

Пиво из пластиковой бутылки: Вред или польза

Лента новостей

Правительство поддержало законопроект об ограничении продажи пива в пластиковых бутылках

Фото: Пресс-служба Национального союза защиты прав потребителей

Сейчас документ готовится ко второму чтению в Госдуме. Нужны ли такие ограничения? И как это скажется на пивоваренной отрасли? Об этом расскажет Михаил Задорожный.

Полутора- и двухлитровые баклажки пива популярны у людей с невысокими доходами, в особенности – у молодежи. Сейчас в так называемую ПЭТ-тару разливается большая часть производимого в России хмельного напитка. Говорит председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин
Павел Шапкин: По итогам 2014 года Росстат насчитал примерно 750 миллионов декалитров пива. В ПЭТ-тару, по разным оценкам, разливается 60 и более процентов. Точных данных нет, потому что ПЭТ-тара может использоваться для розлива неучтенной продукции, потому что из одной капсулы может выдуваться, скажем, литровая бутылка, или двухлитровая. Технология это позволяет. Вот, например, производители так называемых пивных напитков очень активно ее использовали. Как выяснило Росалкогольрегулирование, каждая двадцатая бутылка была только произведена легально, все остальное – нелегально. Поэтому я оцениваю, что объем производства пива и пивных напитков в ПЭТ-таре у нас составляет порядка 1 миллиарда декалитров.
Повсеместное использование ПЭТ-тары для продажи пива и других алкогольных напитков характерно именно для России
Павел Шапкин: Сам ПЭТ в Европе другой. Он трех- пяти- слойный. Там, в основном, разливается вода. Пиво где-то в среднем 4% разливается. И в Казахстане, например, производство алкогольной продукции в ПЭТе, реализация запрещена. У нашего ближайшего соседа этот запрет уже действует больше 10 лет.
Что касается законопроекта, который находится в Госдуме, в нем говорится о поэтапном запрете продажи пива в пластиковой таре. На первом этапе, с июля следующего года, предлагается ограничить максимальный объем ПЭТ-тары для пива.
Павел Шапкин: Речь идет о том, чтобы сократить максимальный объем ПЭТ-бутылки до полулитра. Авторы этой инициативы настаивают на том, что нужно сокращать объемы потребления алкоголя населением, поэтому уменьшая объем тары, можно добиться уменьшения объема потребления алкоголя. Кстати, такая же логика сейчас применяется Минздравом для того, чтобы уменьшить потребление спиртосодержащих лекарственных средств, которые используются как спиртные напитки. Это настойка боярышника и тому подобные вещи. Там тоже разрабатывается варианты уменьшения тары до 25 миллилитров максимально допустимого объема.
Другими словами, авторы законопроекта надеются снизить потребление пива в стране, запретив его продажу в ПЭТ-таре. Смысл в этом есть: цена пива в баклажках намного ниже, чем, например, в бутылках, если пересчитать на объем. Соответственно, нет недорогой тары – нет и дешевого пива. Кроме того, ПЭТ-бутылки еще и небезопасны для здоровья.
Павел Шапкин: Основные опасения - то, что выделяется опасные вещества. Выделяется, в основном, дибутилфталат, хотя есть и другие фталаты. Любая лаборатория, у которой есть газовый хроматограф, она в состоянии это подтвердить. Дибутилфталат запрещен техническим регламентом Таможенного союза полностью, в любой концентрации для всех упаковок, которые контактируют с пищевой продукцией. Роспотребнадзор снимает игрушки детские, которые выделяют дибутилфталат. То есть, здесь речь идет о том, что просто они прикасаются к коже. Представляете, а люди пьют вот этот дибутилфталат. При хроническом пероральном, то есть через рот, поступлении дибутилфталата это вызывает системные поражения органов и тканей, и гормональные нарушения.
Российские магазины, торгующие пивом в ПЭТ-бутылках, сильно рискуют. Если в продукции найдут дибутилфталат, который попадает в пиво из пластиковой бутылки, последствия будут очень серьезными.
Павел Шапкин: В разных регионах сейчас пошли проверки. Там, где будут обнаружены вредные вещества, там будут очень серьезные санкции применяться к магазинам. Это лишение лицензии во внесудебном порядке, это административная ответственность, штрафы и конфискация продукции. То есть, пока там идет разговор про уменьшение объема тары, здесь, так сказать, параллельно развивается процесс, именно - если нашли вредные вещества, значит, продукция будет изыматься, и там серьезные санкции для продавцов вводятся.
Против ограничения использования ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков, естественно, выступают производители пива.
Павел Шапкин: Есть транснациональные пивоваренные корпорации, которые у нас занимают процентов 75 наверное рынка. У них логика: чем дешевле и больше они продадут своей продукции, тем больше они прибылью заработают и увезут к себе в штаб-квартиры. Транснациональное пивоваренное лобби, которое представлено у нас так называемым Союзом российских пивоваров, оно ходит и всем доказывает в правительстве, в Госдуме, что, значит, не трогайте наше пиво, у нас тара абсолютно безвредная, и так далее. Ну понятно, что им не хочется терять свою прибыль. Их не интересует, как потребление такого напитка может отразиться на здоровье нашего населения.
Пивное лобби эффективно действует и на региональном уровне. Хотя, по логике, как раз губернаторы должны быть заинтересованы в том, чтобы пиво в пластиковых бутылках исчезло с прилавков магазинов.
Павел Шапкин: Акцизы от пива идут в региональные бюджеты. И пивовары используют эту тару, которая позволяет им, в том числе, выпускать неучтенную продукцию. Они, знаете, могут уходить и от налогов. Ситуация на руку, в основном, тем, кто готов производить нелегальную продукцию и дальше, брать эти деньги, фактически, у бюджетов у региональных, у тех же самых губернаторов, которые вроде бы, как, выступают в защиту производителей пива вот в этих пластиковых бутылках. На самом деле. сами эти губернаторы теряют деньги. Сколько теряют - я могу сказать: 250 миллионов декалитров пива - разница между официальной статистикой продажи и производства - это поступления 45 миллиардов рублей в год.
Позиция производителей понятна: альтернативы пластиковым бутылкам большой емкости в массовом сегменте рынка просто нет. Но, так или иначе, пивоварам придется отказаться от небезопасной тары.
Павел Шапкин: Пускай, в конце концов, займутся ученые разработкой новых видов безопасной упаковки. Пускай они за счет этого поднимут качество. Но нельзя забывать о том, что концепцией государственной алкогольной политики, которая утверждена правительством, в 2020 году должно быть сокращение потребления алкоголя населением на 55%. То есть, пивовары должны к этому быть готовы, что им все равно придется продавать меньше. Тем или иным способом, правительство своего добьется.
Таким образом, пивоварам надо готовиться к сокращению объемов производства - причем независимо от того, когда продажа пива в пластиковых бутылках в России будет полностью запрещена.

Рекомендуем:

  • Фотоистории