16+
Вторник, 24 октября 2017
  • BRENT $ 57.43 / ₽ 3305
  • RTS1131.08
10 сентября 2009, 10:27

«АвтоВАЗ» потерял крупнейших дилеров

Лента новостей

14 вазовских дилеров находятся на различных стадиях банкротства. Как говорят эксперты, если российский автопроизводитель не смягчит условия сотрудничества с торговыми компаниями, количество банкротств среди них до конца 2009 года удвоится

Торговля ВАЗами нередко ведет в тупик. Фото: gunnar valdimar/flickr.com
Торговля ВАЗами нередко ведет в тупик. Фото: gunnar valdimar/flickr.com

До конца этого года банкротство может постигнуть еще примерно 15 дилерских центров «АвтоВАЗа», сообщили BFM.ru в аналитическом агентстве «Автостат». При этом, по его подсчетам, в настоящее время 14 вазовских дилеров уже находятся на различных стадиях банкротства. Таким, образом, если российский автопроизводитель не смягчит условия сотрудничества с дилерами, а экономическая ситуация в отрасли не начнет восстанавливаться, количество банкротств среди них до конца 2009 года удвоится.

В настоящее время, по данным Международной ассоциации дилеров «АвтоВАЗа» (МАД), российский автопроизводитель сотрудничает с 445 официальными дилерами (385 дилеров и 60 дистрибьютеров). Таким образом, если прогноз «Автостата» окажется верным, до конца этого года российский концерн лишится 6—8% сбытовой сети.

Специалисты аналитического агентства «Автостат» после изучения текущей ситуации в российском авторитейле сообщили о том, что по состоянию на начало сентября на разных стадиях банкротства находятся 14 дилеров концерна «АвтоВАЗ». Первыми «жертвами кризиса» стали московские компании «Элекс-Полюс» (8-9% продаж на российском рынке) и «Инком-Лада» (20% продаж в московском регионе), а недавно к ним присоединилась «Ростокино-Лада» и подмосковные «Зеленоград-Лада», «Воскресенск-Лада», «АвтоВАЗ-Люблино» и «Чехов-Лада», которые сейчас находятся в предбанкротном состоянии.

Среди региональных дилеров «АвтоВАЗа» уже инициировали процедуру банкротства «Тамбов-Лада», «Кубань-Лада», «Волгоград-Лада», «Екатеринбург-Лада», челябинская «Лада-Бест», казанский «Булгар-АвтоВАЗ» и «АвтоРИМ» из Архангельска. В ряде перечисленных компаний суд уже назначил внешних управляющих.

Еще несколько десятков компаний близки к банкротству, констатируют аналитики. К примеру, большие проблемы с текущей ликвидностью испытывает «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» в Тольятти. По неофициальным данным, отгрузка новых машин в адрес этого предприятия уже прекращена, говорится в отчете «Автостата».

Сегодня в «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» BFM.ru официально опровергли информацию о прекращении поставок новых авто, однако финансовые сложности, связанные с деятельностью автоконцерна, признают. «У нас существует невыплаченный долг перед «АвтоВАЗом». Объемы реализации автомобилей значительно сократились, — заявил в интервью BFM.ru начальник отдела сбыта и обеспечения компании Владимир Пчелкин. — Это произошло за счет того, что автоконцерн свернул льготную программу продажи автомобилей своим сотрудникам, предусматривающую предоставление беспроцентного кредита в размере 50% от стоимости автомобиля».

Заместитель генерального директора агентства «Автостат» Сергей Удалов объясняет финансовые сложности вазовских дилеров падением спроса на продукцию «АвтоВАЗа» и, как следствие, падение продаж. (По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в августе этого года в РФ было реализовано 29 тысяч российских автомобилей, что на 41% меньше аналогичного периода прошлого года.)

При этом вазовские дилеры изначально находились в более сложном положении по сравнению с дилерами иномарок, указывает Сергей Удалов. «Вазовские дилеры работали с низкой маржой (около 5—10%), в то время как у компаний, торгующих иномарками, этот показатель достигал 15%, — объясняет он. — При этом не стоит забывать, что стоимость российских автомобилей ниже, чем иностранного производства. Таким образом, вазовские дилеры «выезжали» на объемах и развивались на кредитные средства. После наступления кризиса вся эта система больше не имела возможности существовать в таком виде».

Стоит отметить, что из-за нецелесообразности этого бизнеса в июле этого года группа компаний «Фаворит-Моторс», подконтрольная бывшему советнику президента «АвтоВАЗа» Владимиру Попову и охватывающая около 10% московского рынка отечественных авто, разорвала дилерский договор с российским концерном. Сегодня представитель «Фаворит-Моторс» официально отказались от оценки полученной финансовой выгоды после разрыва контракта, сославшись на то, что отношения с «АвтоВАЗом» они не комментируют.

Ранее, в феврале этого года, «АвтоВАЗ» сам отказался от сотрудничества с одним из крупнейших своих дилеров — «Элекс-Полюс», который на тот момент находился в предбанкротном состоянии.

Однако пока эти прецеденты являются единичными, а между дилерами «АвтоВАЗа» и предприятием нарастает напряжение, утверждает Сергей Удалов. При этом, как отмечают в «Автостате», «альтернативные» дилеры концерна начали увеличивать свои портфели за счет заключения договоров с иностранными автопроизводителями. Подавляющее их большинство (80-90%) уже имеют в своих портфелях официальное дилерство других марок.

Представители МАД прогнозы по сокращению дилерской сети «АвтоВАЗа» считают преувеличением. Генеральный директор МАД Сергей Усиенко в интервью BFM.ru заявил, что в течение последнего времени к ним поступило 8 заявок только от московских игроков автомобильного рынка. «Пять точек уже авторизовано, в ближайшее время, возможно, к ним прибавится еще три», — утверждает он. При этом в ассоциации отмечают другую тенденцию: в регионах дилеры начали расширять свои портфели за счет заключения договоров с «АвтоВАЗом». «Это объясняется тем, что модели Lаda по-прежнему являются самыми продаваемыми в России», — утверждает он.

«АвтоВАЗ» всегда выставлял жесткие требования к своим дилерам, в том числе заставляя приобретать те модели авто, которые не пользовались спросом», — добавляет Сергей Удалов и предполагает, что в ближайшее время «АвтоВАЗ», возможно, изменит сбытовую политику, что скажется и на сотрудничестве с дилерами. В частности, эксперт напоминает о том, что после запуска конвейера 1 сентября этого года концерн принял решение увеличить количество рабочих смен для выпуска самой продаваемой модели Lada Priora, в то время как седаны семейства Lada Kalina в сентябре собираться не будут из-за отсутствия спроса на эту модель.

К слову сказать, после месячного простоя конвейра менеджмент «АвтоВАЗа» отчитался о том, что складские запасы за август были сокращены примерно на треть, до 58 тысяч машин. Однако, судя по статистике АЕБ, дилеры роста спроса не зафиксировали: в августе ими было продано на 10% меньше машин, чем в июле 2009 года.

Рекомендуем:

  • Фотоистории