16+
Вторник, 19 июня 2018
  • BRENT $ 75.12 / ₽ 4798
  • RTS1096.92
19 июня 2015, 11:22 Технологии
Спецпроект: ПМЭФ-2015

Как решить вопросы с налоговой одной электронной подписью?

Лента новостей

Как бизнес может упростить работу с налоговой, получив одну электронную подпись? И действительно ли все так просто? В интервью Business FM рассказал замминистра связи России Алексей Козырев

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Бизнес больше не стоит в очереди в налоговую, отделения Федеральной налоговой службы (ФНС) теперь оформляют документы на расстоянии и намного быстрей, но сложности все еще есть.

О новых удобствах и неудобствах для налогоплательщиков в интервью Business FM рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Козырев в ходе Петербургского международного экономического форума.

Будем говорить об электронных услугах, которые правительство, органы государственной власти оказывают бизнесу и гражданам. Я слышал и читал о том, что все в налоговой службе стало в хорошем смысле очень технологизировано — можно не стоять в очередях, можно все сделать в электронной форме. Говорят, это у нас организовано лучше, чем у других — электронная подпись и так далее, но, как говорится, никто об этом не знает. Сколько реально участников нашего бизнес-процесса уже этим пользуются? И что будет, если вдруг начнут пользоваться все?
Алексей Козырев: Действительно, сейчас есть огромное количество возможностей взаимодействия с государством в электронном виде. Это сокращает, во-первых, затраты по времени, может сокращать затраты денег на такое взаимодействие. Например, подать налоговую декларацию сейчас уже можно в электронном виде абсолютно бесплатно. Многие пользуются услугами коммерческих организаций. Например, для представителей малого бизнеса возможность подать налоговую декларацию бесплатно — это шикарный шанс, который нельзя упускать. Для этого нужно просто получить электронную подпись и на портале государственных услуг при помощи этой электронной подписи подписать в электронном виде пакет документов.
А никто за меня не получит электронную подпись или фальсифицирует ее? Личный приход, чтобы наладить обмен документами с налоговой в электронной форме, требуется, или все анонимно, все через компьютер?
Алексей Козырев: Если используется электронная подпись, то нужен приход в удостоверяющий центр, который эту электронную подпись выдает. Один раз. Там происходит идентификация по паспорту, там подпись выдается, и дальше при помощи этой подписи можно взаимодействовать, уже не приходя.
Очередь есть в этом удостоверяющем центре?
Алексей Козырев: Нет. Сейчас в России более 200 удостоверяющих центров, они работают в таких крупных организациях, как «Ростелеком». Туда можно прийти, в любой офис, и получить электронную подпись — это налаженный процесс.
200 центров для России — это не так много. В небольших городах, например, из какой-нибудь Дудинки в Красноярском крае до Красноярска за подписью чуть ли не сутки добираться.

Алексей Козырев: На самом деле не для всех государственных услуг требуется такая квалифицированная электронная подпись. Многие услуги доступны по упрощенной электронной подписи, которая называется простой, ее можно получить в пяти тысячах точек, они находятся в отделениях «Почты России», в органах власти, туда можно прийти с паспортом, создать такую учетную запись.

Можно назвать это революцией в нашем делопроизводстве?
Алексей Козырев: Конечно, можно.
Насколько это проникло в массы? Сколько субъектов бизнеса перешло на это электронное общение с налоговой службой?

Алексей Козырев: В налоговой службе сейчас — более 6 млн активных пользователей, которые взаимодействуют в электронном виде при помощи личного кабинета.

А из вообще налоговых резидентов?
Алексей Козырев: Если говорить о взаимодействии с налоговой, то большая часть, 80%, предприятий сейчас взаимодействуют с налоговой в электронном виде. Другое дело, что это взаимодействие зачастую реализовано через посредника, через организацию, которая предоставляет платные услуги по передаче информации. Портал государственных услуг предоставляет возможность бесплатного взаимодействия. Конечно, для крупных организаций услуги, которые предоставляются коммерческими организациями, наверное, будут интересны, но для малого бизнеса, уверен, что возможность бесплатно подать налоговую декларацию — это отличная тема.
Вы мне успели рассказать, я об этом пока не слышал, о новой услуге, которая предоставляется органами госвласти — это взаимодействие по кадастру, по земельному налогу, по учету прав собственности на земле, расскажите вкратце, чтобы люди об этом узнали.

Алексей Козырев: Как это работает: в государстве сформирована внутренняя сеть, как Интернет снаружи, она называется «Система межведомственного электронного взаимодействия». К этой сети подключены все органы власти со всеми своими информационными ресурсами. Налоговая, например, с базой данных налогоплательщиков, Росреестр — с кадастром и так далее. И возможности такой системы электронного взаимодействия позволяют ведомствам в рамках их функций существенно повысить качество управления.

Что это даст непосредственно налогоплательщику-бизнесу?
Алексей Козырев: Здесь скорее речь идет о том, что это в большей степени повышает эффективность государственного управления. Например, если Федеральная налоговая служба понимает, что она получает налоги за землю в соответствии с кадастром собственника, при этом Росреестр при помощи аэрофотосъемки фиксирует, что реальный участок, которым пользуется владелец, больше, чем тот, который отмечен в кадастре, то возникает налоговая недоимка. Собственник земли должен либо начать платить больше и зарегистрировать больший участок, либо перенести забор.
Это не то, чем надо пользоваться, это то, чего надо бояться?
Алексей Козырев: Да. Это то, что надо иметь в виду, по мере развития информационных технологий.
А если вдруг он заметит, что участок меньше, чем зарегистрировано в кадастре?
Алексей Козырев: Мы же понимаем, что такого не бывает. Обычно у тебя в кадастре 10 соток, а реально забор на 15-ти стоит.
Раз у нас уже на таком уровне находится система электронного взаимодействия между различными структурами государственной власти: мне лично пришлось доказывать путем сбора бумажек, что я уже снял машину с учета. А налоговая (действительно, без очереди) почему-то не узнала о том, что моя предыдущая машина снята с учета в ГАИ, пришлось возить бумажку. А о том, что я новую купил, она узнала...

Алексей Козырев: Как это работает. Регистрацией транспорта занимается МВД ГИБДД, а налогообложением занимается налоговая. При помощи этой государственной внутренней сети информационные ресурсы связаны, и налоговая узнает о факте регистрации транспортного средства из базы данных ГИБДД. Точно так же налоговая узнает о снятии транспортного средства с учета, о смене собственника через такое взаимодействие.

Почему про постановку новой она узнала автоматически, а про снятие старой забыла узнать?
Алексей Козырев: Возможно, возникают ситуации, когда какие-то факты не передаются. Но для того, чтобы обеспечить качественный учет, налоговая на своем личном кабинете для налогоплательщика сделала возможность сообщить о факте того, что машина больше не принадлежит, и они рассматривают эту информацию, проверяют ее в ГИБДД. Если подтверждается, что машины действительно нет, они в своих учетах ее обнуляют.
Это что-то новое? Потому что два года назад я все-таки ездил в ГИБДД, брал у них справку и привозил.

Алексей Козырев: Да, это тема новая, можно на портале nalog.ru зайти в личный кабинет налогоплательщика, увидеть там все машины, которые числятся. Если какая-то из них не ваша, нажимаете на кнопочку, пишите: «Машина не моя», это проверяется, и машину убирают.

Вторая тема, которая сегодня мучает абсолютно всех, это на каком же все-таки сайте заплатить штрафы? Мои знакомые остановились на сайте судебных приставов, хотя зачастую информация на одном сайте и на другом расходится. Зачастую расходится с теми письмами, которые приходят, и все-таки большинство людей, в итоге, стараются получить в руки квитанцию и пойти в Сбербанк, считая это единственным гарантированным способом.
Алексей Козырев: Действительно, со штрафами возникает много таких историй, связано это с тем, что в процессе выставления штрафа участвуют несколько ведомств. Во-первых, это ГИБДД, которая фиксирует правонарушение. Во-вторых, в случае если штрафы связаны, например, в Москве с парковками, то это предприятие городского хозяйства Москвы.
ЦОДД, мы знаем, в Москве — Центр организации дорожного движения.

Алексей Козырев: Затем информация о штрафе передается в Федеральное казначейство, которое отвечает за сбор денег с граждан, и Служба судебных приставов занимается уже принудительным исполнением, если человек не оплатил штраф. Вот такое большое количество ведомств вовлечено в этот процесс, и, естественно, процесс довольно сложный, что приводит к тому, что он реализуется некачественно для граждан. Чтобы для людей все эти шероховатости сгладить, мы на портале госуслуг, который находится по адресу gosuslugi.ru, состыковали все информационные ресурсы: это и база данных ГИБДД, и база данных Федерального казначейства, и база данных Федеральной службы судебных приставов, чтобы информация о штрафах была максимально полной, максимально достоверной. Большинство коммерческих сервисов, в банковских приложениях, используют только информацию из Федерального казначейства, эта информация не полная, к сожалению. Информация из ГИБДД доступна только через портал госуслуг, она является максимально подробной, максимально полной.

То есть на госуслугах надо смотреть, все остальные — частично?
Алексей Козырев: Все остальные частично.
Вот это самое главное, что нужно знать большинству людей. Спасибо. Держитесь курса!

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию