16+
Суббота, 22 сентября 2018
  • BRENT $ 78.77 / ₽ 5231
  • RTS1149.53
9 июля 2015, 12:12 Политика

Ступит ли Россия на «Шелковый путь»?

Лента новостей

Как ожидается, этот амбициозный китайский проект обсудят Владимир Путин и Си Цзиньпин в Уфе, где сегодня центральный день саммитов ШОС и БРИКС. Какие выгоды может получить Россия от участия в «Шелковом пути»?

Президент России Владимир Путин приветствует председателя КНР Си Цзиньпина на саммите БРИКС в Уфе.
Президент России Владимир Путин приветствует председателя КНР Си Цзиньпина на саммите БРИКС в Уфе. Фото: Sergei Karpukhin/Reuters

Новый «Шелковый путь» — аналог караванной дороги, которая в древности связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, но теперь, по замыслу Китая, это будет масштабная сеть в несколько линий, наземных и морских, из Китая через Центральную Азию и Иран, в Европу.

Изначально Китай сообщал, что выделит на проект 40 миллиардов долларов. Для России, на первый взгляд, все это очень привлекательно — это большие деньги и возможность построить инфраструктуру, говорит руководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги Александр Габуев.

Александр Габуевруководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги«Если на территории будут реализовываться масштабные инфраструктурные проекты, в которых, даже если России не удастся пробить много своих подрядчиков, тем не менее, будут платиться налоги, а затем с дороги будут платиться транзитные доходы, то это неплохо. Во-вторых, если Россия как-то сможет реализовать свой транзитный потенциал, иметь дорогу, которая будет идти и в Европу, и в сторону динамичных рынков Восточной Азии, в этом ничего плохого нет, наоборот, это полный плюс».

Высказываются опасения, что после строительства «Шелкового пути» Россию накроет поток китайских товаров. Правда возникает вопрос — а разве без этого не накроет?

Другое опасение, что «Шелковый путь» убьет транзит по Транссибу. Но, по словам экспертов, на Транссиб приходится меньше 1% транзита между Европой и Азией, виной тому — сложности прохождения российской таможни.

И еще одна опасность — что «Шелковый путь» поможет Китаю укрепить позиции в Центральной Азии. Но КНР для многих стран региона — и так уже ключевой партнер и инвестор, и будет «Шелковый путь» или нет, тенденция все равно продолжится в ближайшие годы.

Александр Лукиндиректор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО«8 мая была подписана российско-китайская декларация о сопряжении плана экономического пояса «Шелкового пути» и Евразийского союза. Раз Китай подписал, значит, он не рассматривает своим конкурентом Евразийский союз. Сама эта декларация удивила многих, поскольку у нас многие, всякие «пугатели», пишут, что Китай только защищает свои интересы, нам навстречу не идет, хочет всех нас заселить, отобрать землю и т.д.».

Конечно, китайские деньги и новая инфраструктура привлекательны для России и стран Центральной Азии. Но вопрос — будут ли к этому привлекать российские компании и насколько проекты окажутся прибыльными, чтобы зарабатывать на транзите. У России есть козырь — Таможенный союз. Как говорят эксперты, если ветку проведут через юг России и Казахстан, а Россия, Китай и Евросоюз подумают насчет упрощения процедур пересечения границ, перспективы могут быть весьма неплохими.

И все же, вопрос конкуренции России и Китая остается открытым. Пока эксперты склоняются к тому, что Евразийский союз и китайский «Шелковый путь» не приведут к соперничеству, а будут дополнять друг друга.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию