Ступит ли Россия на «Шелковый путь»?
Лента новостей
Как ожидается, этот амбициозный китайский проект обсудят Владимир Путин и Си Цзиньпин в Уфе, где сегодня центральный день саммитов ШОС и БРИКС. Какие выгоды может получить Россия от участия в «Шелковом пути»?
Новый «Шелковый путь» — аналог караванной дороги, которая в древности связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, но теперь, по замыслу Китая, это будет масштабная сеть в несколько линий, наземных и морских, из Китая через Центральную Азию и Иран, в Европу.
Изначально Китай сообщал, что выделит на проект 40 миллиардов долларов. Для России, на первый взгляд, все это очень привлекательно — это большие деньги и возможность построить инфраструктуру, говорит руководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги Александр Габуев.
Александр Габуевруководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги«Если на территории будут реализовываться масштабные инфраструктурные проекты, в которых, даже если России не удастся пробить много своих подрядчиков, тем не менее, будут платиться налоги, а затем с дороги будут платиться транзитные доходы, то это неплохо. Во-вторых, если Россия как-то сможет реализовать свой транзитный потенциал, иметь дорогу, которая будет идти и в Европу, и в сторону динамичных рынков Восточной Азии, в этом ничего плохого нет, наоборот, это полный плюс».
Высказываются опасения, что после строительства «Шелкового пути» Россию накроет поток китайских товаров. Правда возникает вопрос — а разве без этого не накроет?
Другое опасение, что «Шелковый путь» убьет транзит по Транссибу. Но, по словам экспертов, на Транссиб приходится меньше 1% транзита между Европой и Азией, виной тому — сложности прохождения российской таможни.
И еще одна опасность — что «Шелковый путь» поможет Китаю укрепить позиции в Центральной Азии. Но КНР для многих стран региона — и так уже ключевой партнер и инвестор, и будет «Шелковый путь» или нет, тенденция все равно продолжится в ближайшие годы.
Александр Лукиндиректор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО«8 мая была подписана российско-китайская декларация о сопряжении плана экономического пояса «Шелкового пути» и Евразийского союза. Раз Китай подписал, значит, он не рассматривает своим конкурентом Евразийский союз. Сама эта декларация удивила многих, поскольку у нас многие, всякие «пугатели», пишут, что Китай только защищает свои интересы, нам навстречу не идет, хочет всех нас заселить, отобрать землю и т.д.».
Конечно, китайские деньги и новая инфраструктура привлекательны для России и стран Центральной Азии. Но вопрос — будут ли к этому привлекать российские компании и насколько проекты окажутся прибыльными, чтобы зарабатывать на транзите. У России есть козырь — Таможенный союз. Как говорят эксперты, если ветку проведут через юг России и Казахстан, а Россия, Китай и Евросоюз подумают насчет упрощения процедур пересечения границ, перспективы могут быть весьма неплохими.
И все же, вопрос конкуренции России и Китая остается открытым. Пока эксперты склоняются к тому, что Евразийский союз и китайский «Шелковый путь» не приведут к соперничеству, а будут дополнять друг друга.