16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.44 / ₽ 8077
  • RTS1172.91
9 августа 2015, 14:45 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

В Истре столкнулись гидроплан и вертолет: 8 погибших

Лента новостей

Инцидент произошел вечером в субботу над Истринским водохранилищем. Летательные аппараты упали на 13-метровую глубину водохранилища в 500 метрах от берега

Поисково-спасательная операция на Истринском водохранилище, 9 августа 2015.
Поисково-спасательная операция на Истринском водохранилище, 9 августа 2015. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Авиакатастрофа над Истринским водохранилищем: спасатели подняли из воды тела восьми погибших, тело еще одного ищут, рассказал источник «Интерфакса» в экстренных службах. Среди них есть дети — первыми были найдены тела мальчика и девочки.

Следователи считают основной версией ошибку одного из пилотов. Ранее выдвигался и такой вариант развития событий: у гидросамолета отказал двигатель. Источники также рассказывали, что гидросамолет, который катал отдыхающих, летал над водохранилищем весь день и допускал опасные маневры. По одной из версий, в момент крушения гидросамолет «напрыгнул» сверху на вертолет и оторвал ему винт, затем обе машины рухнули в воду, во всяком случае, это следует со слов очевидцев. Кроме того, как сказал «Интерфаксу» источник в Росавиации, гидросамолета взлетел без уведомления властей.

Business FM обсудила произошедшее с летчиком-испытателем, заслуженным пилотом России Вадимом Базыкиным.

Как вообще гидроплан должен получать такое разрешение?
Вадим Базыкин: Вы покупаете воздушное судно и обязаны его зарегистрировать, выучиться в сертифицированной организации, получить свидетельство. После этого ваше право: если вы находитесь в запретной зоне, C, тогда вы обязаны уведомлять все службы и диспетчеров. В таком случае будет организован поиск, спасение. Если вы находитесь в зоне G, там, где нет запретных зон, нет аэропортов рядом, имеете право не уведомлять и летать в свое удовольствие. Единственное, вы не должны заниматься коммерцией, но возить своих друзей, семью имеете право. Но вы должны понимать: тогда вас некому будет спасать, поскольку никто об этом не знает.
Судя по всему, именно этот гидроплан и занимался коммерческой деятельностью. Власти не могли об этом не знать?
Вадим Базыкин: Это такая же деятельность, как и у таксистов. Всех ли мы таксистов знаем? Поди там, определи, кто они такие... Может, он просто друзей своих катает. Но в любом случае, если вы взяли на себя такую ответственность, это уже уголовно наказуемо. По закону должны быть выполнены некоторые условия: страховка третьих лиц, страховка пассажиров. Это как с парашюта прыгать: заставили всех писать, мол, да, я согласен, в случае чего никого не виню.
Мы слышали уже о том, что этот гидроплан совершал странные маневры, пугал отдыхающих. Возможно, пилот было подшофе. Кто-то определяет промилле у него в крови?
Вадим Базыкин: Конечно, есть требование. У нас есть Росавиация, Ространснадзор, транспортная прокуратура. Они обязательно должны за этим следить и жестко наказывать. Потому что все выкладывается в Интернет, любой полет. Если он кого-то пугает, разыскивается хозяин, с ним проводится работа, либо его вообще лишают лицензии, либо очень серьезно штрафуют. Надо сообщать, потому что Ространснадзор и прокуратура могут только постфактум, только уже фиксировать, здесь никак не проследишь.
Какое-то ведомство определенное должно понести ответственность или все свалят на одного-единственного пилота?
Вадим Базыкин: Свалят, конечно, потому что у нас нет такого количества людей, чтобы это отслеживать. Думаю, укажут и транспортной прокуратуре, и Ространснадзору... но отслеживать, я вам честно скажу, можно что угодно придумать. Я видел проект приказа, где вменялось это участковому. Это безумие, они это никогда не смотрят и даже не понимают, и не должны понимать.

Имя пилота легкомоторного 4- местного самолета Cessna, как сообщает LifeNews, Михаил Ермольчев. Его сын рассказал агентству, что его отец был довольно опытным пилотом. Но это был не его самолет. Сам владелец и работодатель пилота пока не выходит на связь.

Самолет, по словам сына пилота, был куплен в США, и уже здесь к нему приделали гидрочасть для скольжения по воде. В среднем расценки в Подмосковье на полет на гидроплане — около 12 тысяч за полчаса, получается по три-четыре тысячи на человека.

Полеты в Подмосковье на легкомоторных самолетах довольно популярны. Зачастую пилоты даже дают порулить пассажирам. При этом никаких документов о том, кто несет ответственность за риск, не подписывается, отметил в беседе с Business FM москвич Антон Рутовский, который сам недавно совершил такой полет.

Известно, что вертолетом «Robinson 44», который столкнулся с гидропланом, управлял чемпион мира по мотопарапланерному спорту Вадим Бухтияров. Ему же и принадлежит вертолет. Подробнее об этом вертолете и о самом Бухтиярове Business FM рассказал его знакомый — шеф-пилот компании «Авиамаркет» Дмитрий Ракитский.

Дмитрий Ракитский: Это четырехместный вертолет с поршневым двигателем, очень надежный, в общем-то, рекордсмен в мире по безопасности.
Пилот этого вертолета, он же и владелец, Вадим Бухтияров, — вы же были знакомы…
Дмитрий Ракитский: Да, это влюбленный в авиацию человек, который постепенно дорос до вертолета, то есть начинал совсем в легкой авиации, потом очень долго летал на гидросамолетах, имел свой причал, пытался открыть свой аэродром. У него в этом месте дача, дом, в котором он проживал. Я думаю, это были просто его гости. Дело в том, что рядом находится аэродром, и достаточно интенсивное движение воздушное идет вокруг. Гидроплан прилетел туда, грубо говоря, накануне, может быть, еще не привык к этому интенсивному движению. С гидроплана очень плохой обзор, чего не скажешь про вертолет Robinson. Конечно, Вадим должен был больше его видеть, наверное, ошибки были со стороны обоих участников движения.
Их рации работают на одной частоте, они могут между собой общаться?
Дмитрий Ракитский: Да, конечно. Скорее всего, они общались.
Как можно не заметить? Насколько я знаю, у этого вертолета стеклянный колпак.
Дмитрий Ракитский: Да, у вертолета практически круговой обзор, видно даже немножко сзади. Тут я не могу комментировать, потому что не знаю подробностей.
Есть информация о том, что перед вылетом пилот вертолета заявил: он начинает свой полет. Что это означает, как все технически происходит?
Дмитрий Ракитский: Здесь так называемое неконтролируемое пространство, и каждый пилот оповещает всех участников движения просто голосом в эфир: я взлетаю оттуда-то, прохожу таким-то курсом. То есть он сообщает о всех своих действиях и те, кто его слышат, отвечают, что они делают в этот момент, происходит радиообмен. Но рядом соседний аэродром и на этой же частоте работает руководитель полетов, он, конечно, не может управлять, но он и не должен. Однако он тоже слышит.
Вы говорите, что потом это будет исследоваться, то есть имеется некий «черный ящик»?
Дмитрий Ракитский: По крайней мере, радиообмен точно записан.

Многие обращают внимание на то, что инцидент произошел в Истринском районе, где расположены дачи известных людей, а в небе всегда немало летательных аппаратов и даже беспилотников — дронов, управляемых с земли при помощи пульта, поэтому в воздушном пространстве напряженное движение.

Возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Как заявили в управлении на транспорте следственного комитета, в ходе расследования будет дана оценка режиму использования частных воздушных судов, которые столкнулись над Истринским водохранилищем.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию