16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.20 / ₽ 8148
  • RTS1173.68
5 октября 2015, 12:16 Компании

Раздел «Газпрома» назрел давно?

Лента новостей

Газотранспортную систему предприятия могут выделить в отдельную компанию. По словам экспертов, Европа устала мириться с монополизмом российского гиганта

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Газотранспортную систему «Газпрома» могут выделить в отдельную компанию. Федеральная антимонопольная служба выйдет с таким предложением на президентскую комиссию по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), которая пройдет в октябре, сообщил замруководителя службы Анатолий Голомолзин. Отделение транспорта от добычи позволит узнать стоимость каждого этапа и сделает прозрачным тарифообразование. Такая мера по разделению «Газпрома» давно назрела, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Во-первых, «Газпрому» очень трудно оперировать за рубежом как экспортеру, когда он же является и компанией, добывающей газ и еще транспортирующей газ, а на рынках еще и пытающаяся создать там компании, которые будут этот газ получать и распределять дальше, вплоть до конфорки на кухне европейского обывателя. Европа с этим мириться не хочет и говорит: «Монополизм — это плохо». «Газпром» долгие годы пытался убедить всех, что монополия — это хорошо, а конкуренция — это плохо, но рынок такого не принимает. Я думаю, что мера давно назрела. К сожалению, ее будут либо задерживать, либо проводить чрезвычайно долго, может оказаться даже поздно. Дело в том, что «Газпром» управляется напрямую из кабинета нашего президента. И чтобы принять такое кардинальное решение о расчленении этой организации, нужна политическая воля, которую до сих пор не проявляли. Решения, которые принимались по стратегии «Газпрома», были чрезвычайно политизированными, не имевшими ничего общего с экономикой, с коммерческой целесообразностью, поэтому даже простая логика тут может не сработать. Я думаю, что рано или поздно придется отказаться от этого монстра, который почему-то называют национальным достоянием, то есть попросту потому, что компания чрезвычайно не эффективная, она паразитирует на государственном бюджете и нуждается в радикальной реформе».

По данным РБК, инициатива об отделении транспортной составляющей «Газпрома» в отдельную компанию- принадлежит нефтяникам, в том числе «Роснефти». В чем их интерес?

Рустам Танкаевведущий эксперт союза нефтегазопромышленников РФ«У нас, как известно, в настоящий момент в России действуют 600 компаний, которые имеют лицензии на разработку месторождений нефти и газа. И далеко не у всех есть возможность свой газ поставлять потребителям. Большинство из них — маленькие производители, на них никто внимания не обращает, они так и продолжают жечь свой газ в факелах. Но есть крупные производители, есть месторождения, которые могли бы быть освоены, но их никто не осваивает. Многие компании вынуждены пытаться развить собственную газохимию. Такие предприятия, как, например, «Иркутская нефтяная компания», они сейчас строят мощнейший газохимический комплекс совместно с японцами. То есть у нас появляются какие-то сложные пути решения достаточно простых проблем, и надо как-то этот гордиев узел рубить, иначе мы сами себе ставим препятствия».

Сейчас «дочки» «Газпрома» имеют приоритетный доступ к газотранспортной трубе и, соответственно, более низкие чем для других компаний тарифы. «Роснефть» утверждает, что за одни и те же услуги дочерние компании монополии в 2014 году платили на 11% меньше, чем их конкуренты, а тариф на прокачку за последние 11 лет вырос более чем в 5 раз.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию