16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.32 / ₽ 8236
  • RTS1154.28
10 декабря 2015, 10:00 Недвижимость

Плечом к плечу: под влиянием кризиса столичные офисные клерки вынуждены уплотняться

Лента новостей

Арендаторы, стремясь сократить неэффективно используемые площади, вводят моду на open-space и урезают кабинеты руководителей

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Ликвидация неэффективно используемых площадей в последние годы стала «делом жизни» для арендаторов офисов, стремящихся сократить свои расходы, что стало особенно актуально в кризис. Причем, эта тенденция в равной степени характерна для бизнес-центров как «А», так и «В» классов. По подсчетам компании PRIDEX, за пять лет, начиная с 2011 года, за счет уплотнения рассадки сотрудников на 30% компаниям удалось сэкономить на найме помещений свыше 300 миллионов долларов.

В итоге, если в 2011 году в офисе площадью 1 000 квадратных метров размещались 75-80 человек, то сейчас в аналогичное помещение стараются втиснуть уже 110-115. В первую очередь это стало возможно благодаря вынужденной моде на open-space, на долю которых приходится уже более 60% от общей площади помещения. Впрочем, кризис заставил руководителей пойти еще дальше, и следующим шагом после отказа от кабинетной системы стало урезание рабочих мест c 6,8 квадратного метра в 2011 году до 5,7 квадратного метра в 2015 году.

Впрочем, потесниться пришлось не только рядовым сотрудникам, но и топ-менеджерам, не говоря уже о линейных руководителях. Большинство из них пока не готово быть ближе к народу, отказавшись от собственного кабинета, однако площадь их «личного пространства» за закрытой дверью также ежегодно продолжает снижаться: кабинет линейного руководителя с 18,2 квадратного метра в 2012 году «съежился» до 15,2 квадратного метра в 2015 году, а кабинет топ-менеджера — с 33,1 до 23,7 квадратного метра.

Сергей Кудрявцевуправляющий партнер компании PRIDEX «В динамике сокращения неэффективных помещений за последние 5 лет плотность рассадки сотрудников подошла к предельной границе, которая по нашим оценкам находится на уровне 7 кв. метров на 1 сотрудника. Доминирование открытых рабочих пространств позволяет свести к минимуму долю неиспользуемой площади, но при этом предъявляются высокие требования к качеству интерьеров в связи с увеличением числа сотрудников в одном помещении. В каждом конкретном случае необходимо детально анализировать специфику работы компании, взаимодействие между департаментами и сотрудниками, необходимость в дополнительных помещениях, чтобы разработать оптимальный проект интерьера. Также антикризисным решением может стать использование мобильных перегородок. С помощью них, к примеру, можно из одной большой переговорной создать три маленькие, что в ряде случаев экономит не только рабочее пространство, но и время сотрудников».

Впрочем, по мнению экспертов, ресурс уплотнения на сегодняшний день практически исчерпан: теперь компании стараются уделять больше внимания качеству интерьеров, предъявляя высокие требования к системам вентиляции, кондиционирования и освещения. А собственникам бизнес-центров в условиях высокой вакантности, в среднем по рынку доходящей до 20%, приходится изобретать решения, позволяющие выигрывать в борьбе за арендатора.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию