Беспрецедентное решение в деле о гостайне сотрудника ГРУ
Лента новостей
Верховный суд РФ сократил более чем вдвое наказание бывшему сотруднику ГРУ Геннадию Кравцову, осужденному за госизмену. Вместо 14 лет он отсидит 6. Защита считает, что беспрецедентное решение суда свидетельствует о невиновности инженера
Более чем на половину срока — с 14 до 6 лет лишения свободы — сократил Верховный суд России наказание бывшему сотруднику ГРУ Геннадию Кравцову. Инженер-конструктор был осужден за госизмену (статья 275 УК РФ) из-за резюме, которое он направил в Радиотехнический центр вооруженных сил Королевства Швеция. Защита назвала принятое решение беспрецедентным. И хотя уже через два года Кравцов может претендовать на УДО, адвокаты намерены и дальше обжаловать его приговор, в том числе в Конституционном суде России.
В Верховном суде России защита ставила вопрос о невиновности инженера и просила отменить приговор, который 21 сентября прошлого года Кравцову вынес Московский городской суд. Тогда судья Николай Ткачук констатировал, что подсудимый нарушил закон, попытавшись найти новую работу за рубежом. Это произошло в 2010 году, когда Кравцов направил в Радиотехнический центр вооруженных сил Королевства Швеция свое резюме, предложив свою кандидатуру в качестве математика-программиста в сфере радиотехнического мониторинга, и рассказал о проекте, в котором был задействован во времена работы в ГРУ.
Речь шла о космическом аппарате «Целина-2», который используется в системе радиотехнической разведки. Суд счел, что он «разгласил данные о кадровом составе органов разведки», а также о космическом аппарате военного назначения, которые отнесены к категории гостайны. Кравцова признали виновным в госизмене, которая подразумевает выдачу иностранному государству международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (статья 275 УК РФ). В приговоре говорилось, что, работая в подразделениях ГРУ, Кравцов давал подписку о неразглашении секретных и совершенно секретных сведений, которые ему станут известны по службе. То же оговаривалось и в его трудовом контракте.
Сам 45-летний подсудимый вину не признавал. Кравцов настаивал, что в его резюме не было гостайны, кроме того, срок подписки о неразглашении им секретных сведений истек. К моменту отправки резюме ведущий специалист ЗАО НПЦ «Передовые системы» уже пять лет как уволился из Главного разведывательного управления, где проработал 15 лет. В Верховном суде его адвокаты настаивали на вынесении Кравцову нового, оправдательного приговора. Решение было вынесено 4 февраля около 20:00. Судьи изменили решение Могорсуда, сократив инженеру срок более чем вдвое. При этом была озвучена лишь резолютивная часть решения.
Защита не скрывала, что довольна принятым решением. «Мотивировка здесь не важна. Мы умеем читать между строк. Компромисс был достигнут не потому, что Кравцов заслуживает снисхождения, а потому что человек невиновен. Просто между недоказанностью обвинения и его тяжестью, а также всесильностью той службы, которая выдвинула обвинение (ФСБ), суд выбрал такой вариант», — заявил Business FM адвокат осужденного Иван Павлов. Он отметил, что беспрецедентное снижение срока дает защите возможность работать и дальше «уже без столь тяжкого груза лишения свободы, который над ней висел».
Уже через два года Геннадий Кравцов, которого арестовали в апреле 2014 года, может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. «Однако это не значит, что мы собираемся опустить руки и закончить работу по делу», — заверил Иван Павлов. Он сообщил, что защита намерена и дальше добиваться оправдательного приговора. У адвокатов остается возможность обратиться в кассационную инстанцию — президиум Верховного суда.
Кроме того, защита видит много поводов для обращения в Конституционный суд, положительное решение которого может привести к пересмотру дела. В частности, юристы намерены поднять там вопрос конституционности защиты гостайны. Павлов заявил, что в ходе судебного процесса защиту отказались знакомить с нормативно-правовыми актами, в нарушении которых обвинялся Кравцов и которые регулируют отнесения сведений к гостайне.
Кроме того, в деле нет доказательств, что он сам знакомился с этими документами. «Мы утверждаем, что сегодняшняя защита гостайны просто неконституционна. Она содержит документы, которые нигде не опубликованы, изданы под тем или иным грифом секретности, а в силу конституции такие нормативно-правовые акты не могут применяться, — отметил юрист. — Но одно дело, когда они не опубликованы, а другое — когда с ними не знакомят служащих, которых они касаются. Этот вопрос в суде также был проигнорирован, и мы вправе поставить его перед Конституционным судом». Обращение у защиты уже почти готово.