16+
Среда, 9 октября 2024
  • BRENT $ 77.52 / ₽ 7450
  • RTS913.97
31 марта 2016, 14:22 Технологии

Зачем Филеву «Морской старт» и его убытки

Лента новостей

Как отметил академик Александр Железняков, проект, за который предприниматель якобы готов выложить «миллиарды», «фактически принадлежит «Энергии», и, судя по всему, руководство «Роскосмоса» пытается от него каким-то образом избавиться»

Владислав Филев.
Владислав Филев. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Проект «Морской старт» по запуску космических аппаратов с морской платформы в Тихом океане, скорее всего, купит совладелец S7 Airlines Владислав Филев. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в авиационной и космической отраслях. Сделка должна быть закрыта в мае, покупатель заплатит за нее «миллиарды рублей», утверждает издание.

Интерес Филева к покупке «Морского старта» источники «Коммерсанта» объясняют прошлым бизнесмена, который закончил Академию военно-космических сил имени Можайского в 1980-х и затем несколько лет служил военным инженером в ракетных войсках стратегического назначения. Какую выгоду сможет извлечь Филев из этой покупки, не ясно, отмечает академик Александр Железняков.

Александр Железняковпредставитель Российской академии космонавтики имени Циолковского«Это только слухи о том, что Филев проявил интерес к этому проекту. А зачем он ему нужен, ума не приложу. В общем-то, этот проект сам по себе интересен — и в техническом исполнении, и, наверное, в коммерческом использовании, но сейчас там больше вопросов, чем ответов. Этот же проект родился как совместное предприятие в 1995 году, в нем участвовали и Россия, и Украина, и США, и Норвегия. В 2009 году он был обанкрочен, потому что там возникли серьезные финансовые проблемы, проект не смог выйти на планируемый интенсивный запуск, который был не самоокупаем. Ну и сейчас он фактически принадлежит «Энергии», судя по всему, руководство «Роскосмоса» пытается от него каким-то образом избавиться. Много вопросов, на которые ответы дать пока невозможно. Сейчас пока пусков нет, это только поддерживает работоспособность. То есть вкладывать и вкладывать деньги. Когда начнутся пуски, тогда уже можно говорить о какой-то рентабельности. Пока, конечно, он только убытки приносит. Чтобы хотя бы проект окупился, нужно пять пусков в год».

Выбор расположения платформы был сделан на основе физики, а в ее консервации уже сыграли роль финансы и политика, считает эксперт по космической политике, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.

Юрий Карашчлен-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского«Идея «Морского старта» проистекает из знаний, полученных нами еще в рамках школьного курса физики. Земля на экваторе помогает запускать полезные нагрузки в космос, то есть другими словами, если мы запускаем что-либо с экватора, для этого требуется меньше усилий, чтобы вывести полезную нагрузку, чем, если мы, допустим, запускаем из тех районов земного шара, который близок к полюсам. Но поскольку далеко не все территории, располагающиеся на экваторе, подходят для того, чтобы построить там космодром и по географическим, и политическим причинам, то было принято решение использовать для этого акваторию Мирового океана. Вот для чего и построили плавучую платформу, с которой решили запускать в космос ракетоносители с полезными нагрузками. Он оказался, наверное, не очень рентабельным, иначе бы от него не стали избавляться, сначала США, теперь и Россия. Хотя в случае с Россией, я думаю, что одной из причин, по которой РФ перестало быть выгодно или удобно эксплуатировать данный космодром, является то, что ракетоносители «Зенит» — это украинское произведение. Что же касается возможной замены ракетоносителей «Зенит» на какой-либо другой, конечно, это можно в принципе сделать, но для этого придется переделывать всю стартовую инфраструктуру плавучего космодрома, что достаточно трудоемко, долго и финансово затратно».

Чтобы рассуждать зачем «Морской старт» совладельцу S7 Владиславу Филеву, нужно подтверждение этой сделки. Возможно, это просто очередной PR-ход — подобное было с «Трансаэро», считает первый вице-президент клуба финансовых директоров — Тамара Касьянова.

Тамара Касьяновапервый вице-президент клуба финансовых директоров«Мы совсем недавно были свидетелями того, как Филев уже якобы купил «Трансаэро», поэтому что-либо говорить однозначно сложно. Скорее всего, надо дождаться все-таки факта того, что эта сделка произойдет, и после этого можно будет говорить что-то более конкретное. Потому что мы прекрасно понимаем, что это проект глубоко убыточный. То, что Филев когда-то сталкивался с этим направлением, маловероятно. Это как чемодан без ручки, который и бросить жалко, и нести невозможно. Тот интерес, который выразил Владислав Филев, мне не очень понятен. Либо это больше пиар-ход, как ситуация с «Трансаэро», либо там что-то есть такое, что никому неизвестно».

С момента введения в действие в 1999 году и до заморозки в 2014-м «Морской старт» запустил всего 38 космических аппаратов, за те же годы во всем мире было запущено в космос 1102 объекта. Проект оказался глубоко убыточным, что и привело к его консервации и поиску покупателя.

О продаже «Морского старта» «Роскосмос» объявил накануне. При этом гендиректор госкорпорации Игорь Комаров отказался озвучить, кто и за сколько купил проект, отметив лишь, что на него претендовали инвесторы из США, Европы, Китая и Австралии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию