16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.36 / ₽ 8233
  • RTS1182.33
13 апреля 2016, 20:54 Право

Пресс-секретарю Ходорковского не вернут портрет шефа и письма Деду Морозу

Лента новостей

Следователи не вернут пресс-секретарю Михаила Ходорковского портрет шефа и письма ее дочери Деду Морозу. Мосгорсуд в среду отказался признать незаконным постановление Басманного суда столицы, выдавшего санкцию на проведение обыска дома у Ольги Писпанен

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Жалоба адвоката Писпанен Сергея Бадамшина должна была слушаться при открытых дверях. Однако представитель Генпрокуратуры Валерий Лахтин (он выступал гособвинителем на втором процессе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского) потребовал удалить из зала «посторонних лиц» и закрыть заседание. Свою просьбу он объяснил тем, что будет ссылаться на изъятые в ходе обыска предметы и документы, которые «имеют значение для расследования». В этой связи присутствие прессы может нарушить тайну следствия, сказал прокурор. Журналисты, некоторые из которых знали прокурора уже больше десятка лет, хоть и обиделись, что их назвали «посторонними людьми», но вынуждены были подчиниться. Судья не принял доводы Сергея Бадамшина, который просил слушать жалобу публично.

В своем обращении в Мосгорсуд представитель Ольги Писпанен просил признать незаконным решение Басманного суда Москвы. 17 декабря 2015 года он удовлетворил просьбу Следственного комитета России и санкционировал обыск в квартире пресс-секретаря Михаила Ходорковского в Оболенском переулке столицы. Туда следователи пришли 22 декабря 2015 года.

«В ходе обыска следователи изъяли письмо дочки Ольги Деду Морозу, портрет Михаила Борисовича Ходорковского, тетради ее мужа со стихами, а также все электронику: компьютеры, планшеты, телефоны, флэшки, семейные деньги. Слава богу, удалось отбить расписание занятий дочки в школе», — рассказал Business FM Сергей Бадамшин. По его словам, изъятые предметы и до сих пор не возвращены хозяйке.

Стоит отметить, что в конце декабря следователи помимо квартиры Ольги Писпанен наведались домой и на работу к сотрудникам созданного Михаилом Ходорковским общественного движения «Открытая Россия». Обыски прошли в квартирах сотрудников организации в Москве, и в Петербурге, а также в петербургском офисе партии ПАРНАС.

Официальный представитель СКР Владимир Маркин тогда пояснил, что следственные действия проводились в рамках так называемого первого дела ЮКОСа, возбужденного в 2003 году по факту хищения бывшими основными акционерами и руководителями компании нефти дочерних нефтедобывающих предприятий, а также легализации денежных средств от реализации похищенного (ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 174.1 УК РФ). В рамках него Михаилу Ходорковскому вменялось хищение акций ОАО «Апатит». Впоследствии, при оглашении приговора в 2005 году дело по данному эпизоду было прекращено за истечением срока давности.

В то же время, по словам Сергея Бадамшина, в ходатайстве следствия о проведении обыска у его доверительницы были указаны совсем иные статьи, по которым расследуется дело: «Причинение имущественного ущерба», «Неисполнение решения суда» и «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 165, 315 и 285 УК РФ). Адвокат просил вышестоящий суд признать решение районной инстанции незаконным и отменить. Защитник, в частности, ссылался на то, что оснований для проведения обыска у пресс-секретаря Михаила Ходорковского не было.

«Основанием для проведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица имеются оборудование, предметы, документы или ценности, которые могут иметь значение для дела», — указал он. По мнению юриста, следствие не представило суду доказательств того, что в квартире Писпанен может находиться что-то важное для следствия. Защитник подчеркивал, что по делу, возбужденному в 2003 году, уже давным-давно истекли сроки давности, а его клиентка не имеет никакого отношения к вменяемым «вымышленной группой преступлениям». Адвокат подчеркнул, что в разрешении о проведении обыска Басманный суд не указал границы его проведения. Там не были указаны конкретные разыскиваемые и подлежащие изъятию предметы и документы. «Это позволило следователям изымать все, что угодно», — отметил защитник. Он добавил, что его доверительница не имеет по делу никакого статуса: она не является ни подозреваемой, ни свидетельницей.

В то же время, представители Следственного комитета и Генпрокуратуры считали, что решение Басманного суда законно и просили оставить его в силе. «Прокурор Валерий Лахтин пояснил, что помимо указанных в ходатайстве следователя в суд трех статей УК, существует порядка 30 уголовных дел, которые объединены в одно производство с этим делом. По ряду статей УК расследование приостановлено в связи с тем, что фигуранты объявлены в розыск, — поведал Бадамшин подробности закрытого заседания. — Следователь же сообщил, что изъятые предметы в настоящее время изучаются: они отправлены на осмотр. Осматривают они их — портрет Михаила Борисовича и письма Деду Морозу».

Выслушав доводы сторон, вышестоящий суд отклонил апелляционную жалобу пресс-секретаря экс-главы ЮКОСа, фактически, узаконив проведенный обыск.

Ольга Писпанен до сих пор теряется в догадках, зачем следователям понадобились ее старые дневники и ученические тетради мужа. Дело в том, что она стала пресс-секретарем Михаила Ходорковского уже после того, как бывший нефтяной магнат предстал перед судом по второму делу ЮКОСа. «Я не знаю, что им (следователям) может быть интересно в моих старых дневниках. Тогда я даже не знала, кто такой Михаил Ходорковский», — призналась она Business FM .

В свою очередь, Сергей Бадамшин связал активизацию действий СКР с желанием любым способом помешать исполнению решения Международного арбитражного суда в Гааге. Он обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов. Также юрист считает проведенные обыски местью за общественную деятельность Михаила Ходорковского. Последний отсидел более 10 лет по двум уголовным делам, был помилован в декабре 2013 года и выслан из России с обещанием не заниматься политикой.

В марте этого года СК заявил, что приватизация нефтяной компании ЮКОС в 1995 году была проведена с нарушениями закона. Действия Михаила Ходорковского правоохранительные органы пока никак не квалифицировали. Однако 23 декабря прошлого года он был заочно арестован и объявлен в международный розыск по третьему уголовному делу ЮКОСа — об убийстве в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию