Дефицит жизненно важных лекарств. В группе риска не только мезатон?
Лента новостей
СМИ сообщают о нехватке в России украинского препарата для повышения давления. Некоторые эксперты считают, что в группе риска находятся все жизненно необходимые и важнейшие лекарства дешевле 150 рублей
Украинский препарат мезатон, который применяют для повышения давления и при анестезии, на исходе. Как сообщает газета «Коммерсантъ», врачи ряда регионов жалуются на нехватку лекарства, которое входит в перечень жизненно необходимых.
Причина заключается в цене: производитель — Опытный завод при Харьковском государственном научном центре лекарственных средств — повысил его стоимость, но в перечне необходимых и важнейших лекарственных препаратов удорожание не предусмотрено.
О том, где применяется мезатон и насколько его отсутствие критично для медпомощи, Business FM рассказал академик Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки Сергей Колесников:
Сергей Колесников академик Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки «Мезатон — это аналог гормона надпочечника, норадреналина, который повышает давление. Мезатон нужен тогда, когда резко падает давление при травматическом шоке, допустим, в дорожных авариях, операционном травматическом шоке, и он также непатентованный препарат, который входит в состав глазных капель, назальных спреев, сосудосуживающих — это его основное применение. Аналог ему есть — норадреналин, который производится французами, частично производится это действующее вещество индусами, но сказать, что в стационарах и при операциях широко используется мезатон, я не могу, потому что сегодня уже есть другие технологии повышения давления. Объем закупок не очень большой — в прошлом году где-то 250 тысяч упаковок, а зарубежного препарата — где-то 80 тысяч упаковок. В масштабах рынка это примерно от 15 млн до 50 млн рублей, то есть не значимый на рынке, потому что он не очень дорогой».
В свою очередь, ситуацию прокомментировал директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай:
В интернет-аптеках упаковка мезатона стоит в пределах 40 рублей. Но из трех аптек, куда позвонила Business FM, препарат есть только в двух — и то по паре упаковок. Аналог лекарства, который производят во Франции, на 30% дороже украинского.
Глава ГБУ НИИ Организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов считает, что дефицита данного препарата не будет. Но, по его словам, на исходе в любой момент могут оказаться и другие недорогие лекарства:
Давид Мелик-Гусейнов директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента «У врачей, в частности, у анестезиологов, есть и другие лекарственные препараты, которые синонимично могут заменить действие этого лекарства. Поэтому жесткого дефицита лекарств нет, но какие-то позиции будут исчезать либо на время, либо вообще сниматься с производства, пока мы не поменяем систему ценообразования на лекарственные препараты. Все препараты дешевле 150 рублей, находящиеся в перечне необходимых и важнейших лекарственных средств, находятся в зоне риска».
Эксперты задаются вопросом, почему аналог мезатона не производят в России? Раньше он выпускался в Хабаровске предприятием «Дальхимфарм». В компании Business FM сообщили, что сейчас этот препарат они не производят.
«Дальхимфарм» числится в реестре производителей мезатона, но, видимо, перестал его выпускать из-за низкой рентабельности, говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович:
Лариса Попович директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ «Препараты, входящие в низкий ценовой сегмент до 50 рублей, стали испытывать определенные проблемы, потому что если они производятся из импортных субстанций, производить их стало невыгодно. Это справедливо не только в отношении российских производителей, но и в отношении украинского производителя, конкретного препарата мезатон в ампулах. Действительно, он стоил очень дешево. Российский «Дальхимфарм», который производит точно такие же препараты в такой же форме, скорее всего, получит субсидии от государства. По крайней мере, они в реестре идут как выпускающие. Они могли отказаться его выпускать в связи с нерентабельностью. Они уже проделывали такой трюк с атропином, вполне возможно, что они просто сняли с производства из-за нерентабельности. Ценообразование меняется, постоянно происходит корректировка, а сейчас вообще происходят достаточно серьезные изменения цены. Сейчас над этим работают и эксперты, и министерства, есть поручения президента пересмотреть систему ценообразования — она слишком жесткая для условий экономического кризиса и девальвации рубля и отсутствия наших субстанций. Мы сейчас активно занимаемся стимулированием производства субстанций, что освободит нас от зависимости цен на сырье».
По мнению эксперта, главные недостатки системы ценообразования на жизненно необходимые препараты — установление цены исходя из стоимости препарата в прошлом году и его себестоимости. Она считает, что давать субсидии необходимо не производителю препаратов низкого ценового сегмента, а субсидировать их стоимость покупателям.