Четверг, 28 марта 2024
28 июля 2016, 22:38 ОбществоМедицина

Ученый: астронавты «Аполлона» испытывают загадочные проблемы с сердцем

Возможно, это связано с длительным пребыванием в космосе и действием космических лучей

Астронавты из программы «Аполлон» испытывают загадочную серию проблем с сердцем и сосудами, вероятно связанную с длительным пребыванием в космосе и действием космических лучей, на что намекают опыты на мышах, заявляет ученый в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. Об этом передает РИА Новости.

«Мы мало знаем, как космическая радиация влияет на здоровье человека, и в особенности на его сердце и сосуды. Это исследование дало нам первую возможность оценить то, какие негативные эффекты это излучение вызывает в нашем организме. Опыты на мышах показали, что космическое излучение действительно вредит здоровью сосудов», — заявил Майкл Делп (Michael Delp) из университета Флориды (США).

Делп и его коллеги, в том числе и ученые из Института медико-биологических проблем РАН, уже много лет изучают то, как жизнь в космосе влияет на здоровье человека и работу нашей иммунной системы.

К примеру, в прошлом году они выяснили, почему многие космонавты жалуются на проблемы со зрением в космосе, а также то, почему астронавты программы «Аполлон» периодически падали и теряли равновесие на Луне. Оказалось, что артерии и вены теряют способность нормально расширяться и сужаться в космосе, что приводит к приливу крови в мозг или проблемам с его нормальным снабжением кислородом.

В своей новой работе Делп открыл одну из самых интересных медицинских загадок «Аполлонов» — то, что большинство участников миссии скоропостижно умерли от проблем с сердцем и сосудами, и нашел потенциальную причину развития подобной «лунной болезни».

По словам Делпа, более 43% участников программы, облетавших или высаживавшихся на поверхность Луны, умерло от инфарктов и прочих проблем с сердцами и сосудами, что в 4-5 раз выше, чем уровень смертности от подобных болезней среди других астронавтов и сотрудников НАСА, не летавших в космос.

Эта проблема заинтересовала ученого, и Делп обратился в НАСА с просьбой подключить еще живых астронавтов программы к его исследованиям. В них, по его словам, приняло участие восемь членов экипажей «Аполлонов», один из которых умер в то время, когда Делп проводил свои исследования.

Изучение состояния их здоровья и наличие следов атеросклероза в артериях большинства «аполлоновцев» натолкнуло медика на мысль, что в развитии подобных проблем могла быть виновата космическая радиация, «бомбардировавшая» корабли НАСА во время их путешествия к Луне и обратно на Землю. Он проверил эту идею, поселив группу из нескольких десятков мышей в особую камеру, в которой поддерживались условия, схожие с теми, в которых жили астронавты во время полетов к Луне.

Этот эксперимент показал, что через шесть месяцев жизни в такой камере у мышей появились схожие проблемы с сердцем и сосудами, как и участников программы «Аполлон», что подтверждает роль космических лучей в развитии этой загадочной подверженности астронавтов сердечным болезням.

По словам Делпа, собранные им данные помогут НАСА, «Роскосмосу» и космическим агентствам Китая и других космических держав подготовить системы защиты для экипажей кораблей, которые в ближайшем будущем полетят к Луне и к Марсу.