16+
Среда, 4 декабря 2024
  • BRENT $ 73.85 / ₽ 7842
  • RTS753.42
14 октября 2009, 16:53 Макроэкономика

Христенко вынес приговор российскому автопрому

Лента новостей

Объем промпроизводства в России за январь—сентябрь 2009 года сократится на 16,5%, заявил сегодня Виктор Христенко. Но самый мрачный его прогноз касается продаж автомобилей в России — они упадут на 60-70%

Виктор Христенко. Фото: РИА Новости
Виктор Христенко. Фото: РИА Новости

Объем промышленного производства в России за январь—сентябрь 2009 года сократится на 16,5% по сравнению с 2008 годом, заявил министр промышленности и торговли Виктор Христенко в среду на «правительственном часе» в Госдуме. «Объем промпроизводства в январе-сентябре будет существенно ниже прошлогоднего и составит к уровню 2008 года 83,5%», — поделился предварительными данными министр.

Впрочем, ожидается, что в сентябре к августу будет прирост производства в 1%. Виктор Христенко отметил, что это «движение в позитивной динамике, что обнадеживает», передает «РИА Новости». По словам министра, пока это предварительные цифры, основанные на «разрозненных данных по отдельным производствам», а также на статистике потребления и грузопотоков.

В целом, согласно материалам доклада главы Минпрома, Россия по темпам падения промышленного производства занимает 7-е место в Европе. Лучше всего показатели у Ирландии (-0,5%), Норвегии (-3,7%) и Польши (-8%), за которыми следуют Греция, Португалия и Великобритания, чье максимальное падение едва превышает 12%. За Россией с ее -16,5% расположилась Франция (-15,1%), Литва (-16,3%), Евросоюз в целом (-16,9%). Хуже всего дела обстоят в Эстонии (-29,8%).

Кризисный кворум

При этом все прогнозы российского Министерства промышленности выслушали лишь депутаты «Единой России»: все оппозиционные фракции в знак протеста против итогов региональных выборов 11 октября покинули зал заседаний. Первой зал пленарного заседания Госдумы покинула фракция либерал-демократов. Затем из зала вышли эсеры. После этого к депутатам от ЛДПР и «Справедливой России» присоединилась фракция КПРФ.

Это первый консолидированный бойкот со стороны всех оппозиционных фракций. А последний раз отдельные депутаты покидали зал заседаний 27 февраля, когда фракция ЛДПР протестовала против того, что оппозицию перед региональными выборами 1 марта «загнали в подвалы».

Сколько еще дадут

Виктор Христенко также привел данные по производству по нескольким отраслям. В частности, рост производства в судостроительной отрасли по итогам 2009 года возможен на уровне 11% по сравнению с 2008 годом. Снижение производства в фармацевтической отрасли страны по итогам 2009 года, по прогнозам чиновника, будет на уровне 5-6%.

Поддержать российских промышленников могли бы государственные закупки и контракты с естественными монополиями. Однако для этого закупочная политика естественных монополий должна быть более прозрачной, без дискриминации российских производителей, заявил Виктор Христенко. «Мы считаем, что у естественных монополий не только текущая закупочная политика должна быть аналогичной государственной, но и, что более важно, их инвестиционные программы должны в обязательном порядке включать параметры прозрачной технической политики», — полагает министр.

Также глава Минпрома отчитался о «существенном увеличении субсидий на техперевооружение легкой промышленности». Однако едва ли не ключевым позитивным фактором для этой отрасли стало закрытие Черкизовского рынка, сказал он. «Вслед за ликвидацией Черкизона должно произойти обновление основных фондов в отрасли, которое позволит выпускать высокотехнологическую и конкурентоспособную продукцию, например, умный текстиль», — высказался Христенко.

Автопром — любимое дитя кризиса

Самые мрачные прогнозы Минпрома касаются российского автопрома. Падение продаж легковых автомобилей в России по итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом может достичь 60%. Суммарный объем продаж в 2009 году составит около 1,4 млн машин, несмотря на «своевременные решения по повышению таможенных пошлин на иномарки». «Столь же напряженная ситуация на рынке коммерческих автомобилей, где падение продаж по году ожидается на уровне 70%», — признал Виктор Христенко.

Министр также сообщил, что господдержка спроса на авторынке сформирует более 40% объема продаж системообразующих автопредприятий, считает Христенко. В ближайшее время вопрос финансового оздоровления главного российского автопроизводителя «АвтоВАЗа» будет рассматриваться комиссией под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Пока вопрос конвертации долгов «АвтоВАЗа» на 40 млрд в рублей в облигации с последующим их выкупом ВЭБом больше не рассматривается, сообщил на правительственном часе зампред ВЭБа Анатолий Балло.

Восстановление затягивается

Эксперты BFM.ru и Business FM соглашаются, что промпроизводство начало постепенно восстанавливаться, хотя по итогам года его показатели будут определенно в отрицательной зоне.

«По итогам года объём промышленного производства, конечно, будет отрицательным. Потому что по итогам 8 месяцев у нас промышленное производство упало более чем на 10%, в среднем на 12-13% к соответствующему периоду прошлого года. И, соответственно, за оставшиеся 3-4 месяца этого года можно вряд ли ожидать такого бурного роста, который мог бы перекрыть это падение. Так что я думаю, что по итогам года промышленное производство у нас упадёт где-то в районе от 8 до 10%. Официальный прогноз правительства — больше 12%», — заявил в интервью Business FM главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров.

В последнее время стоимость денег снижается, замедляются темпы инфляции, напоминает начальник отдела инвестиционного консультирования финансовой корпорации «Открытие» Александр Лапутин. «В последние месяцы Россия повторяет динамику ведущих стран, где инфляции не боятся, а боятся дефляции. У нас, соответственно, темпы роста цен падают. Я боюсь, что в конце этого года мы можем подойти к инфляции 11% или даже ниже», — делится опасениями эксперт.

Впрочем, уже с октября показатели российской промышленности в месячном выражении будут демонстрировать устойчивый и небольшой рост, полагает руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин. «С октября по февраль 2010 года месяц к месяцу будет стабильный рост — из-за эффекта низкой базы», — заявил экономист BFM.ru.

Этот же эффект «низкой базы» обеспечит в следующем роду и так ожидаемый российскими чиновниками рост российского авторынка. Как пообещал Виктор Христенко, «со второй половины следующего года начнется активный рост рынка для автомобильной промышленности».

«По сравнению с крайне вялыми продажами на протяжении всего 2009 года, продажа, образно говоря, двух-трех автомобилей — это уже стопроцентный рост, — скептически оценивает прогнозы чиновников эксперт «Алемара». — Если в Германии и США после начала господдержки розничных продаж автомобилей рынок показал рост продаж на 10-15%, то в России продажи машин медленно сползали вниз».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию