16+
Пятница, 15 декабря 2017
  • BRENT $ 63.39 / ₽ 3725
  • RTS1153.32
14 октября 2009, 21:16

Россия заменяет верфи-банкроты суперверфью

Лента новостей

Россия и Китай достигли соглашение о строительстве суперверфи на Дальнем Востоке, где будут изготовляться платформы для освоения шельфа. Между тем местные судостроительные предприятия проводят поголовные увольнения

Верфь компании компании Yantai raffles. Фото: .yantai-raffles.com
Верфь компании компании Yantai raffles. Фото: .yantai-raffles.com

Состоявшееся в среду подписание соглашения о создании российско-китайского СП, специализирующегося на крупнотоннажном судостроении и производстве морской техники для освоения шельфа, было приурочено к визиту в КНР Владимира Путина. С китайской стороны его подписали представители китайско-сингапурской компании Yantai raffles shipyard limited, а с российской — ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». На церемонии также присутствовал вице-премьер России Игорь Сечин.

Новую верфь со сверхтяжелым подъемным оборудованием и возможностью строительства судов и буровых платформ водоизмещением до 250 тысяч тонн планируется построить на территории юга Приморского края РФ. Цель СП — «использование на территории Российской Федерации передовых технологий, лучшей мировой производственной практики в судостроении и производстве морских платформ для освоения шельфа».

Миллионы вернутся быстро

Предполагается, что верфь будет способна оттянуть те заказы на строительство судов и морской техники, которые сейчас размещаются за пределами России; выпуск на ней продукции должен увеличить долю России в мировом судостроении.

75% инвестиций в совместные предприятие берет на себя российская, а 25% — китайская сторона, а в будущем доля иностранного капитала в инвестировании затрат, возможно, возрастет до 50%. Об этом заявил замминистра промышленности и торговли России Денис Мантуров, который также сообщил, что на первом этапе общий объем инвестиций может составить 200-300 млн долларов, а участие иностранных сторон может быть увеличено до 100 млн.

Суммарные затраты на проект оцениваются в миллиард долларов и, по мнению представителя Минпромторга, создание такой суперверфи по строительству нефтегазовых платформ во Владивостоке на базе судоремонтного завода намного оптимизирует производство и позволит получить современную продукцию последнего поколения.

На первом этапе во Владивостоке будет возведен сухой док, сверхтяжелый кран — грузоподъемностью до 20 тысяч тонн — и инжиниринговый центр. Основной продукцией новой верфи станут современные буровые платформы пятого и шестого поколения, средняя цена которых на рынке составляет около 100 млн долларов.

Человеческий фактор

Как уверен гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев, новый проект быстро окупится. «Вы же видите, какое количество месторождений планируется освоить на шельфе Сахалина. Сейчас начинается разведка на шельфе Камчатки, и везде будут нужны эти платформы, — поясняет эксперт. — Если же мы их начнем строить сами с участием Китая, прекрасно — это намного изменит ситуацию, намного ее облегчит. Я уж не говорю о том, что все понемногу переходят на шельф, и сами по себе эти платформы очень дефицитны».

В целом, говорят специалисты, суперверфь — глобальный инфраструктурный проект, который сможет существенно поднять экономику Дальнего Востока, так как по цепочке к производству подключатся металлурги, строители, производители техники и пр.

Открытым остается лишь вопрос, где будут вербоваться кадры для нового глобального российско-китайского проекта. Проблема в том, что Пекин лоббирует именно китайский труд на совместных производствах в России.

Профессор Государственного университета Владивостока Александр Исаев отметил в интервью BFM.ru, что местные трудовые ресурсы, скорее всего, так или иначе будут задействованы: «Что-то, наверное, перепадет и дальневосточникам — не только китайцы будут строить. Все равно какая-то часть работы выполняется и местными жителями. Вот у нас сейчас идет строительство объектов к саммиту: да, много приезжих, но что-то получают и местные жители. Хотя, наверное, это не настолько много, как хотелось бы нам».

Кризисная отрасль

Проблема приобретает особую актуальность на фоне того, что ситуация в российском судостроении остается крайне тяжелой; ряд предприятий вынужден прекратить работу и уволить персонал. Гарантировать занятость не смогли ни выделенные на этот год госгарантии и субсидии на сумму в 2,5 и 3,5 млрд рублей, ни усилия по реструктуризации отрасли.

В частности, ОАО «Дальзавод», входящее в структуру Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, подписавшего контракт с китайцами, вынуждено полностью уволить персонал в связи с банкротством. С 1 по 31 декабря 2009 года будет уволено 1165 человек.

«Дальзавод» — крупнейшее судоремонтное предприятие Дальнего Востока, располагает тремя сухими доками площадью более 7000 кв. метров каждый. 20% акций «Дальзавода» внесены в уставный капитал ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», которое является дочерним предприятием ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Процедура наблюдения в отношении АО «ХК «Дальзавод» была введена 19 сентября 2001 года по иску территориального органа ФСФО. В 2002 году краевой арбитраж ввел на заводе внешнее управление на 1 год, а затем продлил его на 6 лет.

«Почему в такой ситуации средства уходят на строительство новых производств, а не на реорганизацию старых?» — недоумевает Александр Исаев из Государственного университета Владивостока. Не вполне ему понятна и целесообразность столь массового увольнения. «Частные интересы превалируют над интересами государственными», — говорит эксперт.

По словам председателя профсоюзного комитета «Дальзавода» Николая Бомко, в настоящее время профсоюз, администрация предприятия и центр занятости разрабатывают программу по трудоустройству большинства работников завода.

Уже есть варианты трудоустройства около 800 человек, однако суперверфь в качестве места работы пока не фигурирует. «Часть людей примет на работу компания «Соллерс», которая организовывает на базе «Дальзавода» автосборочное производство; часть специалистов найдет работу на других судоремонтных и судостроительных предприятиях Приморья, есть вакансии для наших работников и в центре занятости», — пояснил Николай Бомко.

В Приморье уровень безработицы составляет 3,17%. Согласно официальным данным, в очереди на трудоустройство стоят 35 418 человек. При этом работодатели готовы предложить 28 337 рабочих мест.

Рекомендуем:

  • Фотоистории