16+
Среда, 13 декабря 2017
  • BRENT $ 63.85 / ₽ 3786
  • RTS1149.88
15 октября 2009, 12:42

"Чайна Молл" надежд не оправдал

Лента новостей

Надежды на то, что Китай вытащит за собой весь остальной мир идут вразрез с реальностью. Об этом говорит пример "Саус Чайна Молл" - самого крупного торгового центра в мире, который пустует с момента своего открытия. Подробности в сюжете корреспо

Надежды на то, что Китай вытащит за собой весь остальной мир идут вразрез с реальностью. Об этом говорит пример "Саус Чайна Молл" - самого крупного торгового центра в мире, который пустует с момента своего открытия. Подробности в сюжете корреспондента "Бизнес ФМ" Дениса Кальмина:

- Когда торговый центр "Саус Чайна Молл" в городе Дунгуань провинции Гуандун открылся в 2005 году, в "Нью-Йорк Таймс" на первой полосе написали о том, что это еще один символ "удивительного подъема" культуры потребления в Китае. Общая площадь торгового центра составила 900 тысяч квадратных метров, торговая площадь - 660 тысяч. Инвестиции в строительство самого крупного в мире торгового центра превысили 312 миллионов долларов. Владельцы центра надеялись, что он будет привлекать, по крайней мере, 70 тысяч покупателей каждый день. Вот как охарактеризовал этот проект консультант торгового центра "Саус Чайна Молл" Эдвард Десварт:


"Пять лет назад здесь были крестьянские поля. А теперь здесь, рядом с городом, про который никто на Западе ничего не знает, находится крупнейший торговый центр в мире. На мой взгляд, это очень яркий пример того, как Китай не только догоняет Запад, но и начинает обгонять его".


Однако радужным планам не суждено было сбыться. В отличие от многих других неудавшихся проектов подобного масштаба, крупнейший торговый центр в мире пострадал не от кризиса. 99 процентов торговых площадей пустовали с самого начала его открытия. Вместо десятков тысяч покупателей, торговый центр посещают редкие группы туристов. Спустя несколько лет консультант "Саус Чайна Молл" Эдвард Десварт уже не столь оптимистично смотрит в будущее:


"Я занимаюсь торговыми центрами уже очень давно, и я многое видел в этом бизнесе. Владельцы центра пригласили меня, чтобы попробовать исправить ситуацию. Сначала я был абсолютно уверен в своих силах. Теперь я думаю, возможно, у меня что-то и получится. Но прежней уверенности у меня больше нет".


Виноват здесь не кризис, а сама идея того, что потребление все время будет увеличиваться и стоит только построить новый торговый центр, как покупатели сами появятся. Комментарий на эту тему в интервью телеканалу CNBC дал вице-президент азиатского подразделения банка "Морган Стэнли" Стивен Роч:


"Программы, которые проводят сегодня власти США или Китая, во многом ориентированы на прежнюю модель развития экономики. Кредиты на инфраструктурные проекты и новые мощности в Китае - все это временные меры, которые создают видимость роста в ближайшей перспективе. В реальности эти программы только ухудшают текущие проблемы - чрезмерная задолженность потребителей в Америке и излишек производственных мощностей в Китае".


Существование проектов, подобных "Саус Чайна Молл" ставит под вопрос прогнозы о том, что сотни миллионов представителей нового среднего класса в азиатских странах вот-вот помогут подняться мировой экономике. Доходы многих жителей развивающихся стран по-прежнему несоизмеримы с доходами потребителей на Западе. Китай все еще остается драконом только на бумаге. При этом многие эксперты все чаще ставят под сомнение публикуемые цифры по китайской экономике. Крупнейший торговый центр в мире по-прежнему ждет своих покупателей. Эксперты отмечают, что в этом проекте Китай позаимствовал не только потребительский размах западного капитализма, но и такую концепцию, как "слишком большой, чтобы обанкротиться". Когда провал проекта стал очевиден, крупный инвестор со стороны государства вмешался в ситуацию и до сих поддерживает этот проект на плаву, несмотря его убыточность.

Рекомендуем:

  • Фотоистории