16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 87.77 / ₽ 8120
  • RTS1171.06
17 августа 2016, 12:16 Политика

Шантаж по-турецки или нашествие мигрантов в ЕС. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Если Евросоюз до октября не предоставит безвизовый режим для граждан Турции, страна пригрозила разорвать сделку по беженцам. Что на это ответят в ЕС?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Ответ Европе — нашествие. Турция пригрозила Евросоюзу разрывом сделки по беженцам, если Европа не предоставит гражданам страны безвизовый режим. Что на это ответит ЕС — в комментарии Георгия Бовта.

В интервью немецкой газете Bild глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу фактически прибег к открытому шантажу: мол, Анкара откроет двери для беженцев, которых на ее территории скопилось только из Сирии под три миллиона человек, если до октября ЕС не предоставит безвизовый режим туркам. Соглашение на этот счет было заключено весной с подачи канцлера ФРГ Ангелы Меркель. В обмен на визовые послабления Анкара обещала сдерживать поток беженцев и принимать у себя высланных из Европы нелегалов. ЕС обещал помощь в размере до 3 млрд евро, а также принимать у себя беженцев-сирийцев, организованно прибывающих из Турции. Анкаре было обещано еще и возобновление переговоров по интеграции в ЕС.

Однако еще до провалившегося в Турции июньского переворота дело с предоставлением безвизового режима застопорилось. В Европе испугались наплыва мигрантов, но официально Анкаре тогда выставили претензии по части нарушения прав человека под видом слишком жесткого антитеррористического законодательства. После провала переворота на фоне массовых репрессий и разговоров о восстановлении смертной казни у Брюсселя стало еще больше оснований заморозить визовую либерализацию.

Закручивая гайки, турецкие власти задержали более 35 тысяч человек, из которых 17 тысяч были помещены под арест. Закрыты десятки газет и телеканалов, арестованы журналисты, аннулируются тысячи загранпаспортов. Чтобы выполнить в таких условиях требование Анкары, Брюсселю надо унизительно отказаться от всех своих требований, а главное — от апелляции к европейским ценностям. К тому же Турция уверяет, что из обещанных 3 млрд евро на беженцев поступило лишь 500 млн. Цифры ЕС по выделенным деньгам гораздо выше.

Если Анкара распахнет двери для мигрантов, Европу ждет катастрофа. Она в этом году ожидала около миллиона беженцев в дополнение к более полутора миллионам, прибывшим в прошлом году. Но цифра может оказаться намного больше. Основной удар примут на себе Греция и Италия, которые могут потребовать выделить им такие же деньги, как Турции.

В Греции, через которую транзитом прошли десятки тысяч, в лагерях для беженцев на островах сейчас ожидают своей участи 10 тысяч человек при максимальной вместимости в 7 тысяч. Осенью могут приплыть в разы больше. Солидарности в ЕС по миграционной политике уже, кажется, никакой нет. Австрия наряду с восточными европейцами закрыла свои границы для мигрантов. По программе согласованного расселения беженцев внутри ЕС вместо ранее оговоренных 63 тысяч реально расселено лишь 2200 человек.

Угрозы Турции разорвать соглашение по беженцам в Европе увязывают еще и с недавней встречей президентов Реджепа Эрдогана и Владимира Путина и потеплением российско-турецких отношений. В ЕС видят в этом альянсе для себя угрозу. Однако даже если абстрагироваться от таких страшилок, сближение Москвы и Анкары кардинально влияет еще как минимум на два блока проблем. Так, у Европы, которой угрожают новые потоки мигрантов, будет меньше сил и возможностей уделять прежнее внимание украинскому кризису, грозящему новой дестабилизацией после известных событий в Крыму и обвинений Москвой Киева в спонсировании терроризма.

Также ЕС хотел бы увидеть хоть какой-то прогресс в сирийском урегулировании, которое во многом тоже сейчас зависит от Москвы, как, впрочем, и от ее возможностей найти по этому вопросу компромисс с Анкарой и с Вашингтоном. На недавней встрече в Екатеринбурге Сергея Лаврова с его немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером обсуждали в том числе ситуацию вокруг Алеппо, окруженного правительственными силами. Грозящая городу гуманитарная катастрофа чревата новыми потоками беженцев, которые в конце концов обрушатся на ту же Европу. В этом плане у Москвы растет шанс настоять на своих условиях урегулирования в Сирии — не надо, мол, упираться в проблему свержения Асада. Ровно так же не надо упираться в бесконечную поддержку Порошенко на фоне его очевидной неспособности и нежелания выполнять свою часть минских соглашений по урегулированию на Украине.

Возобновление войны на Украине может аукнуться той же Европе еще и потоком беженцев и нелегальных гастарбайтеров из этой страны, особенно если Россия разорвет с ней дипотношения. В дипломатии редко бывает так, что ты загоняешь, загоняешь оппонента в угол, как пытались долгое время сделать с Москвой, обкладывая ее санкциями и делая виноватой во всем, что происходит на той же Украине, а потом тебе за это обратно ничего не «прилетит». Вот оно уже и готовится «вылететь».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию