16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.53 / ₽ 8238
  • RTS1187.20
31 августа 2016, 11:05 Политика

Каким будет ислам в Узбекистане без Каримова? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Неожиданное официальное известие о болезни президента Узбекистана Ислама Каримова и его госпитализации тотчас поставило во весь рост вопрос о его преемнике и о том, удастся ли сохранить стабильность в этой среднеазиатской стране

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Если авторитарный режим публично сообщает о болезни лидера, значит, дело плохо. Дочь президента Узбекистана Лола написала в соцсетях, что у Ислама Каримова инсульт, а портал «Фергана» сообщил о его смерти. Последнее власти страны поспешили опровергнуть накануне празднования 25-й годовщины независимости 1 сентября.

78-летний Каримов находится у власти с 1989 года. Он создал очень жесткий режим, решение всех вопросов завязано лично на него, оппозиционное поле вычищено. Страна не имеет традиций мирной передачи власти в ходе свободных выборов. Каримов выиграл первые выборы в 1991 году, получив 85%, потом в ходе еще трех голосований — последние прошли в 2015 году — не опускался ниже 90%.

В стране отсутствует независимая пресса, как и обсуждение политических вопросов. Мощные спецслужбы стараются контролировать все что возможно под предлогом борьбы с исламским радикализмом — именно так в мае 2005 года были жесточайше подавлены беспорядки в Андижане, в ходе которых, по оценкам ОБСЕ, убито от 300 до 500 человек. Говорят, бунтовщиков варили живьем. В отсутствие Каримова у власти ни режим, ни его силовые органы еще не проверялись на прочность.

В силу закрытости политической системы Узбекистана, где проживает 31 миллион человек — половина населения Средней Азии, внешнему миру мало что известно и об истинном состоянии этих структур и о реальных политических раскладах. Несколько лет назад могло показаться, что преемницей может стать дочь Каримова Гульнара, однако она впала в немилость после того, как прокуроры Швейцарии и Швеции завели против нее дело о взятках на 300 млн долларов в связи с попыткой телекоммуникационной компании TeliaSonera выйти на местный рынок.

Сейчас в преемники Каримову прочат премьера, давнего друга семьи и соратника Шавката Мирзияева, а также вице-премьера, курирующего экономику, Рустама Азимова. Первый считается «пророссийским», второй — «прозападным», но это все условно — политическое позиционирование мог позволить себе только сам Каримов. По конституции его должность в случае недееспособности переходит к председателю сената, и в течение трех месяцев проходят выборы. Сенат сейчас возглавляет Нигматилла Юлдашев.

Большую роль в определении будущего правителя сыграет и могущественный глава Службы национальной безопасности Рустам Иноятов — с ним Мирзияев тоже близок. Если учесть, что первое известие о болезни президента было подписано правительством, а не пресс-службой президента, то, согласно еще советским традициям, когда глава комиссии по похоронам и становился затем генсеком, это можно считать косвенным свидетельством преимущества премьера в притязаниях на первую роль.

Узбекистан — союзник России, но непростой: он дважды входил в Организацию Договора о коллективной безопасности и выходил из нее, в 2005 году покинул Таможенный союз. Ташкент больше ориентируется на Шанхайскую организацию сотрудничества, во многом потому что китайские интересы широко представлены в стране. Страна также участвует в ряде инфраструктурных проектов в рамках китайского проекта «Новый Шелковый путь». КНР инвестирует в газодобывающую промышленность. Отношения с США у Узбекистана, несмотря на недемократический характер режима, рабочие. Американцам предоставлялся коридор для снабжения войск в Афганистане, они пользовались авиабазой на территории страны. Госсекретарь Клинтон посетила Ташкент в 2011 году.

Исламистскую угрозу для страны пока преувеличивать, видимо, не стоит, хотя экономика находится в непростом положении из-за падения цен на экспортируемые хлопок и сырье. Демографическое давление велико: 40% населения — молодежь до 30 лет. Сотни тысяч уехали на заработки в Россию, а еще примерно миллион каждый год власти заставляют бросать все дела и идти собирать хлопок.

Угроза дестабилизации может возникнуть, если из-за споров о преемнике произойдет раскол элит и в эту щель сможет просочиться некая третья сила, в том числе исламисты, загнанные в подполье. Но тут угроза, скорее, может исходить извне, из Афганистана, куда — и еще в Пакистан — выдавлено радикальное «Исламское движение Узбекистана», и еще со стороны сотен исламистов, сражающихся на стороне запрещенного в РФ ИГИЛ. Из Афганистана также может резко увеличиться поток героина. Очагом нестабильности, как и в поздние советские годы, может стать Ферганская долина, могут сказаться традиционные трения с соседним Таджикистаном и таджикским меньшинством в самом Узбекистане.

На праздновании годовщины независимости Ислам Каримов всегда исполнял народный узбекский танец. Теперь народ и правящая элита должны привыкнуть танцевать уже без него.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию