16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.18 / ₽ 8158
  • RTS1175.60
15 ноября 2016, 08:41 Политика

Министра экономического развития увезли в ночь. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Опять все связано с «нехорошим» активом — «Башнефтью». Вокруг задержания главы МЭР Улюкаева очень много странностей

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Митя Алешковский/ТАСС

В ночь с 14 на 15 октября по обвинению в получении взятки был арестован министр экономического развития Алексей Улюкаев. ФСБ и Следственный комитет подозревают его в том, что 14 ноября он получил взятку в размере 2 миллионов долларов за «выданную Минэкономразвития положительную оценку», позволившую «Роснефти» приобрести принадлежащий государству пакет «Башнефти» (50% акций).

Источник в правоохранительных органах сообщил, что деньги передали Улюкаеву «в ходе следственного эксперимента под контролем силовиков». Но тогда получается, что дача взятки состоялась через месяц после того, как «Роснефть» приобрела принадлежащую государству «Башнефть». Однако у правоохранителей, как подчеркивается, нет претензий к руководителям «Роснефти». То есть сделка, в ходе которой вымогалась взятка за положительную оценку, позволившую эту сделку совершить, остается, как следует понимать, законной и неоспоримой. Как бы это ни казалось кому-то парадоксальным.

Еще можно вспомнить высказывание Владимира Путина на форуме «Россия зовет» в середине октября. Оно, по идее, должно было насторожить заинтересованных лиц. Президент обычно такими многозначительными оценочными фразами не бросается. И если уж он их произносит, то рано или поздно будет следствие. Потому что те, кому надо, непременно намек в словах президента услышат и попробуют этот намек реализовать сообразно своему пониманию сказанного. Путин тогда заявил, что удивлен позицией кабинета министров по покупке «Башнефти» «Роснефтью». По его словам, «рынок был очень удивлен и переносом продажи компании, и передачей ее другой госкомпании». «Но это действительно позиция правительства, прежде всего его финансово-экономического блока», — резюмировал Путин.

От удивления президента до задержания министра прошел месяц. И первой реакцией пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова было если не удивление, то замешательство: мол, ночь на дворе, и он не знает, «докладываться ли президенту». Каковую фразу можно понять так, что президент был в этот момент либо не в курсе, либо был не в курсе Песков насчет того, в курсе ли президент.

Актив «Башнефти» имеет все шансы получить репутацию «нехорошего». Из-за него несколько месяцев просидел под домашним арестом глава АФК «Система» Владимир Евтушенков. Есть и другие ассоциации. Арест Улюкаева стал еще одним «странным арестом», вокруг которого сразу возникают слухи, что истинная подоплека отличается от версии следствия и не обходится без большой политики.

Например, странно развивалось и не менее странно закончилось «дело Сердюкова». Его громкое начало ничем не предвещало столь смазанный и даже «мутный» конец. В этом году случилось дело кировского губернатора Никиты Белых. В связи с которым тоже поначалу создалось впечатление, что президенту «не докладывались» заранее. А может, и просто поставили перед фактом: мол, видите, какие неоспоримые доказательства вины подследственного. С тех пор дело, кажется, особо никуда не продвинулось. Результатов нет.

Несколько странных дел случились в рядах самих силовиков — они были возбуждены против ряда начальников МВД. Вроде бы взяли с кучей наличности «полковника-миллиардера» Захарченко. Но потом, кажется, дело против него уперлось в такие потолки и преграды, преодолеть которые следователи пока не в состоянии. А сам Захарченко утверждает, что деньги выиграл в казино. И вообще с трудом скрывает недоумение тем, почему его еще не выпустили.

В деле Улюкаева тоже будет немало странностей. Они уже начались. Если к примеру, ФСБ говорит, что в разработку министра взяли год назад, то почему дали завершиться сделке по приобретению «Башнефти» посредством такого заключения Минэкономики, которое теперь оказывается пристрастным и «купленным»?

Известно, что другим претендентом на пакет «Башнефти» выступал «Лукойл». Он считался фаворитом сделки в то время, когда чиновники и правительства, и Кремля не хотели допускать к торгам «Роснефть» как государственную кампанию. Это препятствие удалось обойти: юридически «Роснефть» может не считаться госкомпанией, поскольку ее акциями владеет не правительство, а государственный «Роснефтегаз».

В начале ноября «Лукойлу» якобы с самого-самого верха последовало предложение приобрести пакет в 19,5% самой «Роснефти». Которая могла бы, как говорил Путин в середине октября, предварительно выкупить свои акции в качестве временной меры и для поддержания капитализации накануне планируемой приватизации части пакета. Однако 7 ноября вышла несколько другая директива правительства по этому поводу, и Улюкаев уточнил, что самовыкуп акций тут не предусмотрен. На следующий день «Лукойл» отказался участвовать в приватизации «Роснефти». Такой пакет акций все равно ничего не дает в управлении компанией. А просто так вносить деньги в бюджет непонятно за что глава «Лукойла» Вагит Алекперов отказался.

Возможно, вся эта череда событий и арест — лишь случайное совпадение, а все гораздо проще и корыстнее. И Улюкаев действительно, как утверждает следствие, угрожал «Роснефти» и вымогал деньги. Скорее всего, «дело Улюкаева» и дальше будет обрастать новыми удивительными подробностями. Для начала было бы интересно посмотреть, конечно, видеозапись, как министра брали с поличным с двумя миллионами «баксов». Видели мы такое видео с губернатором Белыхом. Следователи снимали обыск в доме бывшего начальника таможни Бельянинова, перебирая коробки с валютой. Приехало кино и к полковнику Захарченко. И в ряде других случаев. В этом смысле съемки сериала можно бы продолжить. Если, конечно, там все те же сценаристы и режиссер-постановщик.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию