«Хороший парень» Юров: воспоминания банкиров об экс-главе «Траста»
Лента новостей
Илья Юров, обвиняемый в причастности к хищению средств вкладчиков банка, 20 ноября был задержан на Украине. Как бывший глава «Траста» строил свой бизнес, какой была его репутация среди банкиров?
О выдаче России объявленного в международный розыск бывшего совладельца банка «Траст» Ильи Юрова говорить пока рано. Об этом 23 ноября заявил директор украинского бюро Интерпола. Юров, как пишут СМИ, был задержан еще 20 ноября в аэропорту «Борисполь», куда прилетел, по одним данным, из Лондона, по другим — с Кипра. В России его обвиняют в особо крупном мошенничестве.
Вся карьера Юрова связана с ЮКОСом. В 1994-м, еще за год до окончания экономического факультета МАИ, он устроился по объявлению в «Менатеп». Начинал с позиции экономиста в отделе маркетинга, а спустя год стал начальником аналитического отдела. На этой должности его заметил Михаил Ходорковский. По данным российской версии Forbes, молодой банкир готовил аналитические отчеты лично для экс-владельца ЮКОСа.
Спустя пять лет Ходорковский предложил Юрову возглавить Доверительный и инвестиционный банк, основным акционером которого был «Менатеп». Банк, переименованный Юровым в «Траст», сначала занимался в основном организацией размещений ценных бумаг. После ареста Ходорковского Илья Юров и менеджеры «Траста», у которых было уже около 30% акций банка, договорились о выкупе остальной доли. В нагрузку они получили еще один банк — «Менатеп СПб». Обе структуры были объединены и стали работать под единым брендом «Траст».
У президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна об Илье Юрове осталось хорошее впечатление:
Гарегин Тосунян президент Ассоциации российских банков «Человек адекватный, для меня позитивный образ и типаж, у него шестеро детей. Человек, приверженный каким-то базовым ценностям. Манера обсуждения, быстрое включение в тему, умение учитывать корпоративные интересы, умение быть содержательным, неконфликтным, вступая в дискуссию с регулятором. Во всех отношениях у меня формировалось исключительно позитивное представление».
Как признавался в одном из интервью сам Юров, он и его команда всеми силами пытались избавиться от негативного наследия ЮКОСа. Но клиенты инвестподразделения, среди которых были крупнейшие российские компании, после ареста Ходорковского разбежались, а розничный бизнес генерировал убытки, напоминает слова Юрова Forbes. Тем не менее было решено сделать ставку именно на розницу. К рекламе «Траста» кандидат в мастера спорта по боксу Илья Юров привлек шоумена Владимира Турчинского, а потом — голливудского актера Брюса Уиллиса. Результат не заставил себя ждать: с января 2009 года по ноябрь 2010-го объем депозитов частных клиентов в банке вырос почти в пять раз до 74 млрд рублей.
О репутации Юрова в среде банкиров рассказывает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин, который с 2004-го по 2010 годы занимал аналогичный пост в банке «Траст»:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Что я лично слышал в разговорах с людьми — ощущения были у людей от него весьма и весьма неплохие, то есть его считали вполне хорошим парнем, что называется. Амбиции действительно были: в свое время акционеры хотели бы, чтобы банк «Траст» стал номером один в области розницы, кредитования населения, но я не могу сказать, что эти амбиции «Траст» агрессивно реализовывал, по статистике этого тоже не было заметно. Важный момент: если честно, у меня не складывалось ощущение, что Юров стремился к операционному управлению банком».
Когда дела у «Траста» шли хорошо, его глава охотно общался с представителями СМИ, вспоминает редактор информационного агентства Bankir.ru Елена Гостева:
Елена Гостева редактор информационного агентства Bankir.ru «Что сказать про Юрова? Он встречался с журналистами, пытался нас всех учить тому, что кредиты надо брать обязательно, чтобы писать хорошую кредитную историю, а тех, кто сторонился кредитов на заре туманной юности, он называл людьми, которые тормозят развитие российской экономики: как же вы можете писать о финансовом рынке и при этом совершенно не понимать, что такое кредиты? Он был вполне контактен, дружелюбен до того, как у банка начались проблемы. Когда уже пошли слухи о том, что банк пытаются продать «Роснефти», когда уже было понятно, что в балансе очень большая «дырка», он фактически закрылся от прессы».
По данным СМИ, последние четыре года, когда «Траст» переживал проблемы, Илья Юров и другие совладельцы банка проживали за границей и почти не принимали участия в управлении банком. Юров занимался личными финансовыми инвестициями, у других были собственные бизнесы за пределами России.