16+
Суббота, 21 января 2017
  • BRENT $ 55.49 / ₽ 3317
  • RTS1138.99
20 декабря 2016, 07:00 ПравоКриминал

Смертельный «Боярышник»: трагическая случайность или борьба на «теневом рынке»?

Жертвами употребления лосьона «Боярышника» в Иркутске стали более полусотни человек. Есть две версии случившегося. Произошедшее — это или трагическая случайность — производители при закупке перепутали бочку этилового спирта с метиловым, или эту бочку им кто-то подсунул

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Число погибших от отравления лосьоном «Боярышник» в Иркутске выросло до 48 человек. Об этом сообщил ТАСС прокурор Ленинского района Иркутска Станислав Зубовский. Всего пострадали 57 человек, выжившие находятся в крайне тяжелом состоянии. В городе объявлен режим ЧС, местные власти уже запретили продажу всей непищевой спиртсодержащей продукции. На федеральном уровне говорят о скором ужесточении регулирования на этом рынке, эксперты в успех инициатив не верят.

Боярышник — это бренд. Это и лекарственная настойка, и лосьон для кожи, и, как теперь выясняется, средство для ванн. Вот только что бы ни было написано на этикетке, это просто дешевая замена водке. Об этом знают и покупатели, и продавцы, и производители всех подобных жидкостей. По словам ряда экспертов, последние очень тщательно следят за качеством продукции. Ведь они крайне не заинтересованы в летальных исходах. Они понимают, что за гибелью людей по определению должно следовать то, что мы сейчас и видим: попытки ужесточить, закрыть и запретить их бизнес. И им есть чем рисковать. По подсчетам РБК, объем рынка лосьонов и настоек типа «Боярышник» в прошлом году оценивался в 3,5 млрд рублей.

Директор центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз уверен, что произошедшее в Иркутске — это или трагическая случайность — производители при закупке перепутали бочку этилового спирта с метиловым, или эту бочку им кто-то подсунул. Исполнительный директор Ассоциации производителей косметики, парфюмерии и бытовой химии Петр Бобровский в ответственности производителей и продавцов условного «Боярышника», напротив, сильно сомневается.

Петр Бобровский исполнительный директор Ассоциации производителей косметики, парфюмерии и бытовой химии «Когда речь идет о людях, которые производят суррогаты и пишут на них то лосьон, то какое-то лекарственное средство, на мой взгляд, они занимаются тем, что сиюминутно извлекают деньги, поэтому им все равно, что они туда добавят, и какой результат будет. По крайней мере, те так называемые лосьоны, которые я видел, а там обычно не написано, что их пить можно, даже на некоторых написано что-то типа «втирать в кожу головы» и так далее».

На бутылках с жидкостью, которой отравились десятки людей в Иркутске, было написано: «Опасно для применения вовнутрь». Однако производитель на той же этикетке заявляет, что в составе жидкости этиловый спирт. А люди погибли от отравления метиловым. Производитель — ООО «Легат». Компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге по тому же адресу, что и еще 1 200 юридических лиц. Но если говорить именно о производителях тех или иных разновидностей «Боярышника», по стране их тоже очень много. По словам экспертов, наладить производство можно быстро и недорого, ведь, по сути, нужно просто смешать спирт с водой и добавить какую-нибудь отдушку. А вот производителей сырья, то есть спирта меньше. Часть занимается пищевым спиртом и эти предприятия находятся под контролем Росалкгольрегулирования, но есть еще и те, что производят медицинский спирт — по данным вице-премьера Александра Хлопонина, в России 22 таких завода. И они могут отпускать неучтенный спирт, уверен чиновник.

По данным РБК, список крупнейших производителей медспирта выглядит так: «Брынцалов-А», «Гиппократ» компания «Росбио» и ЗАО «РФК». В основном эти компании выпускают сырье. Но есть и предприятия, что называется, «полного цикла», то есть с конечной продукцией в виде настоек и лосьонов.

Владимир Брынцалов, сделавший состояние на «Боярышнике» и никогда этого не скрывавший, на вопросы Business FM об особенностях работы на этом рынке, после трагедии в Иркутске отвечать отказался.

Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз говорит, что нужно называть вещи своими именами: все эти компании продают алкоголь. Дешевым он становится, потому что не облагается акцизом. Одно из предложений властей — ввести акциз на жидкости типа «Боярышник» или включить эти жидкости в систему ЕГАИС. По словам Дробиза, важно понимать, за что или против чего идет борьба. С одной стороны, от того, что, по подсчетам экспертов, объем параллельного алкогольного рынка в стране уже равен пятой части официального, бюджет ежегодно недополучает от 34 до 50 млрд рублей. Но с другой стороны, если «Боярышник» будет стоить столько же, сколько водка, люди, которые его пьют, никуда не исчезнут, продолжает Дробиз.

Вадим Дробиз директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя «Сознательный выбор потребителей, которые покупают за 50 рублей продукцию. Могут ввести просто систему ЕГАИС, спирт передать и так далее, но не менять цены. Что они будут покупать? Они ж не пойдут за водкой по 200, если они привыкли покупать по 50, у них денег на большее нет. Они будут покупать кустарную продукцию. Вот тогда начнутся отравления. Сейчас только кустарного самогона 250 млн литров в год, а будет больше 800 млн литров».

Как показали исследования двух независимых друг от друга структур, «Боярышник» вместо водки пьет уже каждый десятый россиянин. Премьер-министр Дмитрий Медведев завил о том, что нужно запретить оборот подобных препаратов, вспомнив об истории с продажей лосьона «Боярка» через автоматы. История действительно наделала много шума минувшим летом. Автоматы находили на стенах домов во многих российских городах, а на сайте «Боярка 24» любой желающий мог купить оборудование и получить подробную инструкцию о том, как на нем заработать. Сейчас сайт закрыт. Однако следующая же ссылка в поисковике отправляет пользователя на страницу «Боярин 24» в соцсети, где все изложено так же подробно, и последняя специальная акция-распродажа проводилась буквально 16 декабря.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории