«Утром — деньги, вечером — стулья». Почему власть и бизнес не могут договориться об уменьшении налогов?
Лента новостей
В стране должна сократиться доля теневой экономики — тогда государство пойдет на облегчение налоговой нагрузки. Бизнес ждет того же, но в обратном порядке. Есть ли выход из этого замкнутого круга?
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин на Гайдаровском форуме в субботу заявил, что власти могут снизить налоговую нагрузку в случае сокращения доли теневой экономики, сообщает ТАСС. Главной проблемой он назвал высокую нагрузку на фонд оплаты труда. Министр посетовал, что размер платежей в различные фонды, которые бизнес платит за сотрудника, слишком высоки. «Надо сравнивать с теми, с кем мы конкурируем. В этих странах нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, как есть в России. Понятно, что многие просто не платят. Это самая большая проблема, с которой нужно работать», — сказал Орешкин.
Примерно треть от того, что организация направляет на зарплаты сотрудникам, идет на различные взносы и платежи. И это одна из причин того, что в кризис многие предприятия, в основном малые и средние, вернулись к практике выплаты, по крайней мере, части зарплат в конвертах. Но один министр это не в силах изменить, и дальше разговоров о необходимости снижения налогов на бизнес и борьбы с серой экономикой дело не пойдет, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:
Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Все время кто-то из министров заявляет у нас постоянно: надо сокращать долю теневой экономики. Конечно, надо создавать какой-то предпринимательский режим, который бы благоприятно относился к бизнесменам, чтобы они выходили из тени. Но вы же прекрасно помните, что за последний год, условно говоря, из десяти законов, принятых Государственной думой, семь-восемь носят, если не репрессивный, то утяжеляющий характер. А надо вводить мотивирующие законы — тогда предпринимателя сами выйдут из тени».
Понятно, что в правительстве хотели бы, чтобы сначала доля серой экономики сократилась, и тогда потом можно было бы подумать о снижении налогов. Бизнес, напротив, говорит: сначала снизьте налоги, и тогда люди сами выйдут из тени. Все это напоминает известный диалог Остапа Бендера и монтера Мечникова про стулья и деньги. Комментирует гендиректор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин:
Павел Грудинин генеральный директор Совхоза имени Ленина «Люди уходят в тень не потому, что они хотят, они не патриоты, а потому, что если они будут все налоги платить, они просто не смогут содержать этот бизнес и должны будут его закрыть, и все рабочие места пропадут. Поэтому, если снизится нагрузка, скорее всего, многие выйдут из тени, потому что легче заплатить, чем прятаться от милиционеров или платить им, чтобы они закрывали глаза. Поэтому логично. Но сначала надо снизить нагрузку, а потом уже разбираться с теми, кто ушел в тень. А у нас получается всегда наоборот, у нас сначала начинают разбираться с теми, кто ушел в тень, а потом говорят: «Да, действительно, их так много, нужно, скорее всего, нагрузку на бизнес снижать».
Между главами Минэкономразвития и Минфина на Гайдаровском форуме разгорелся спор по налогообложению нефтяников. Так, Максим Орешкин, сменивший Улюкаева, заявил, что текущая система налогообложения отрасли не должна серьезно меняться, поскольку она обеспечивает ее устойчивость. В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов сказал, что нужно срочно переходить с налога на добычу полезных ископаемых на налог на добавленный доход.
В конечном итоге все сводится к вопросу, повышать налоги для нефтяников, или не повышать. Несмотря на кризис, они продолжают генерировать стабильный денежный поток. И желание Минфина взять с отрасли еще немного денег, вполне понятно. Но это ударит по всей экономике. Простого решения, которое устроило бы всех, сегодня просто не существует, объясняет советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «Большинство базовых месторождений достаточно давно вошли в союз старения. Соответственно для того, чтобы поддерживать уровень добычи, необходимы всевозрастающие инвестиции в нефтесервисные услуги. С этой точки зрения, выбор уровня налогообложения — это по сути выбор будущего уровня добычи российских нефтяных компаний. Вот этот выбор — получить деньги в бюджет сейчас, но заплатить за это падением поступлений в будущем, или, наоборот, не увеличивать сейчас, но сильно продлить существующий статус-кво — это и есть тот выбор, к которому сводится решение об увеличении или, наоборот, неувеличении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль».
В декабре 2016 года Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию предложил подготовить предложения по «настройке» налоговой системы. По словам президента, в 2017 году надо принять все необходимые поправки в Налоговый кодекс, чтобы они вступили в силу с 2019 года. Правда, участники ключевой сессии последнего дня Гайдаровского форума пришли к выводу, что снижение налоговой нагрузки в ближайшие три года вряд ли возможно, хотя это и благоприятно отразилось бы на бизнесе. Можно, конечно, надеяться, что восстановление экономики позволит снизить налоговую нагрузку раньше, чем через три года. Но, похоже, в это уже не особо верят ни власти, ни предприниматели.