«Гринпис» видит «очень большие риски» в земельной поправке
Лента новостей
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок: природоохранные территории можно будет приобретать в собственность. По словам юристов, эта поправка решит многие проблемы, но, как предупреждают экологи, может создать и новые
Земли природоохранных территорий разрешат приобретать в собственность, но только при условии, что они находятся в черте населенного пункта и на участке уже есть строение. Ввести поправку в Земельный кодекс предлагает Минэкономразвития, пишут «Ведомости».
В пример министерство приводит озеро Байкал, которое входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На берегу озера находятся 159 населенных пунктов с населением 129 тысяч человек, но по закону расположенные там участки нельзя получить в частную собственность. Эта норма действует и в отношении других заповедников.
Примером может быть и госкомплекс «Завидово» ФСО в Тверской области, где в собственность оформлены только жилые дома, а земля под ними лишь арендуется. Законопроект решит эту проблему, говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро Trust Алексей Токарев.
Алексей Токарев управляющий партнер адвокатского бюро Trust «В первую очередь, это территории, которые нужно разрабатывать, чтобы там появлялся туризм и была инвестиционная привлекательность данных проектов без нанесения ущерба природе. Данный законопроект касается только территорий, которые являются территориями населенных пунктов или сельских поселений. После внесения ограничений, когда запретили получать права собственности на территории заповедников и предлагалась только лишь долгосрочная аренда, многие граждане, проживающие на этих территориях, были поражены в правах относительно тех, кто ранее уже получили права собственности. Чтобы уравнять всех граждан в правах, был внесен данный законопроект, он был одобрен, и по существу можно теперь приобретать права собственности. Но ключевое значение имеет тот факт, что это не любые земли или территории в заповеднике, к примеру, захотел возле озера или посреди леса, а только в рамках населенного пункта. Чтобы расширить населенный пункт, нужно решение думы данного населенного пункта и думы субъекта РФ, а далее — Министерства природного развития и контроля. Не так все просто, более того, даже если человек приобретает данные земли в собственность, допустим, земли выделились и предлагаются для пашни, рекреационной зоны либо зоны развития туризма, то собственник должен соблюдать данное требование, и в случае неправильного, нецелевого использования данных земель они будут изъяты».
Прежде чем принять поправку, нужно внимательно изучить все риски. Если законопроект Минэкономразвития позволит местным властям расширять поселения, это будет губительно для природоохранных зон, считает руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис» России Михаил Крейндлин.
Михаил Крейндлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис» России«В границе и Байкальской природной территории, и некоторых особо охраняемых природных территорий вошли населенные пункты. Земельный кодекс подразумевает запрет на приватизацию земель, это правда. Если это будет касаться только населенных пунктов в границе, например, Байкальской природной территории, причем утвержденных границ населенных пунктов, это, может быть, и правильное решение. Если речь будет идти о вообще всех землях, то это категорически не правильно, потому что тогда это приведет к расползанию и очень серьезному нанесению вреда особо охраняемой природной территории, это совершенно не допустимо. Любой человек может получить в собственность любую территорию, например, какую-нибудь землю сельхозназначения, которая уже давно заросла лесом, а таких земель на Байкале полно, приватизировать, бесконтрольно вырубить лес и потом застроить. Если собственники могут ставить заборы, то фактически все побережье Байкала будет огорожено. Контролировать это будет практически невозможно, поэтому риски очень большие».
По словам экспертов, законопроект не решит не менее острые проблемы с другими категориями земель. Например, в советское время сельхозпредприятия выделяли работникам жилье, которое строилось на землях сельхозназначения. Сейчас люди продолжают жить в своих домах и даже оформили их в собственность, но землю под домом они не могут даже арендовать: по закону строить жилье на таких территориях нельзя.