«Охота на ведьм» и начало конца администрации Трампа. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Президент США, комментируя претензии к генпрокурору Сешнсу, обвинил демократов в потере связи с реальностью. Между тем The New York Times сообщает, что с российским послом Кисляком встречался еще и зять Трампа, старший советник президента США Джаред Кушнер
Трамп назвал атаки на Джеффа Сешнса «охотой на ведьм». Президент США заявил о «полном доверии» к своему генпрокурору, которого обвиняют в лжесвидетельстве под присягой, однако признал, что Сешнсу следовало «более четко подобрать ответ» на вопрос о контактах с российскими чиновниками. По мнению Трампа, нападки на генпрокурора США были координированы демократами.
Сешнса обвиняют в том, что он скрыл во время слушаний по утверждению своей кандидатуры в сенате две встречи с российским послом Сергеем Кисляком. Время контактов — сентябрь прошлого года — совпало с хакерскими атаками на сервер Демократической партии, в которых американские спецслужбы обвиняют именно Москву. В результате давления со стороны как демократов, так и республиканцев Джефф Сешнс был вынужден заявить самоотвод от всех будущих расследований предполагаемого российского вмешательства в предвыборную гонку. Генпрокурор США повторил позицию своей пресс-службы, согласно которой на слушаниях в Конгрессе он отрицал факты контактов с Россией в роли представителя Трампа, а не официальные деловые встречи в роли сенатора.
Тем временем скандал вокруг контактов приближенных Трампа с российским послом набирает обороты. Представитель Белого дома Хоуп Хикс подтвердила The New York Times сообщения СМИ о встрече зятя Трампа Джареда Кушнера и экс-советника по нацбезопасности Майкла Флинна с Сергеем Кисляком. По ее словам, беседа прошла в декабре, когда уходящая администрация готовилась ввести против России новые санкции в ответ на приписываемые Москве хакерские атаки на сервера демократов. Газета отмечает, что хотя встречи чиновников переходной команды с иностранными дипломатами не являются чем-то незаконным, сам факт переговоров подчеркивает близость новой администрации к России. Как дальше будет развиваться скандал и к чему это все приведет — в комментарии Георгия Бовта.
Лжесвидетельство под присягой — это серьезное преступление в Америке. Пикантность ситуации добавляет то, что министерству юстиции, которое возглавляет Сешнс, подчиняется ФБР, а именно оно проводит расследование на тему российского вмешательства в выборы в США.
Во время двух встреч с Кисляком в июле и сентябре Сешнс был одним из руководителей комитета по делам вооруженных сил сената, а еще советником по внешней политике в избирательном штабе Трампа. Во время слушаний в судебном комитете сената в январе по утверждению его в качестве генпрокурора его спросили, известно ли ему о каких-либо контактах людей из избирательного штаба Трампа с представителями России. Он ответил, что ему неизвестно и сам он никаких связей с ними не имел.
Теперь представители генпрокурора настаивают, что он встречался с Кисляком не в качестве члена штаба Трампа, а как сенатор. Можно также теоретически рассуждать, что разовая протокольная встреча — это никакие не связи, но пока оправдание выгладит бледно. Скорее всего, Сешнс в обстановке, когда вокруг темы «русских хакеров» уже царила нешуточная истерия, просто побоялся это упомянуть, чтобы не оправдываться, поскольку сам факт контакта с любым представителем Москвы демократами и некоторыми республиканцами теперь подается как контакт с «зачумленными», то есть как заведомо предосудительный и даже преступный. Стань он распространяться о беседе с Кисляком, его, скорее всего, просто не утвердили бы.
Вряд ли он, будучи тогда сенатором от Аризоны, открытым текстом обсуждал в своем офисе с послом России, как бы агентам ГРУ или СВР получше «хакнуть» сервер демократов. Зато теперь один из сенаторов-демократов вспоминает, что задал Сешнсу следующий вопрос в письменной форме: «Известно, что ряд кандидатов на должности в администрацию избранного президента и его советники имеют связи с русскими. Имели ли вы контакт с кем-либо, кто связан с российским правительством, касательно темы выборов 2016 года до или после дня голосования?» Сешнс ответил «нет», и это тянет на лжесвидетельство. Причем, насколько известно, никто из других 26 членов комитета по делам вооруженных сил, возглавляемого Джоном Маккейном, с российским послом не встречался: он там явно не самая популярная фигура.
Эта история, будто нарочно вытащенная газетой The Washington Post сразу же после послания Трампа Конгрессу «О положении в стране», воспринятого как удачное, становится мощным аргументом в пользу назначения независимого от минюста расследования. К самому Сешнсу звучат обращения либо подать в отставку, либо приостановить свои полномочия, чтобы дать ход такому расследованию во главе с независимым прокурором. И если до сих пор такого расследования требовали демократы, то теперь появились первые голоса в поддержку и среди республиканцев.
Традиционно именно Конгресс назначает независимое расследование, а вот подбор кандидатуры независимого прокурора столь же традиционно осуществляет минюст. Сейчас второй человек в минюсте после Сешнса — Дана Боент, прокурор восточного округа Вирджинии, которого назначал еще Барак Обама и который временно уже исполнял обязанности генпрокурора, пока не утвердили Сешнса.
Теперь все зависит от республиканцев, у которых большинство в обеих палатах Конгресса. С большой вероятностью можно предположить, что в случае, если они сдадут уже второго члена администрации по обвинению в связях с представителями России после отставки советника по нацбезопасности Майкла Флинна и согласятся на независимое расследование, это может стать началом конца нынешней администрации: оно пройдет в условиях яростных атак против Трампа со стороны доминирующей в медийном пространстве либеральной прессы, которая будет копать под него до тех пор, пока не зароет.