16+
Четверг, 23 ноября 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3697
  • RTS1158.04
3 марта 2017, 18:03 Политика

Казахстан перераспределяет полномочия

Лента новостей

Парламент одобрил поправки в конституцию. При этом Пплномочия и привилегии Назарбаева останутся нетронутыми

Фото: depositphotos.com

Парламент Казахстана одобрил поправки в конституцию по перераспределению полномочий между ветвями власти. Ранее президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что изменения вносятся в 23 статьи конституции. По его словам, правительство подготовило законопроекты о передаче 35 полномочий президента на нижестоящие уровни. Они включают управление экономикой, финансами, госимуществом, а также административно-территориальные вопросы

При этом глава государства будет выполнять роль верховного арбитра между ветвями власти. Также Назарбаев подчеркнул, что произойдет значительное усиление роли парламента и Верховного суда.

Досым Сатпаев казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков «Речь не идет о полном форматировании существующей политической системы. Как в Казахстане существовала сильная президентская власть, таковой она и будет, тем более что из тех полномочий, которые президент решил передать правительству, либо парламенту, на самом деле, большинство являются не очень значительными. Сам факт перераспределения полномочий, я думаю, в первую очередь связан с тем, что президент решил немного отстраниться от постоянной своей роли в виде некоего щита, который все время закрывает весь государственный аппарат в случае возникновения каких-то чрезвычайных ситуаций, связанных с неэффективной деятельностью этого госаппарата. То есть, например, если раньше только президент должен был какие-то окончательные вопросы решать таким или иным аспектом, то теперь какие-то моменты может решать правительство на своем уровне. Нет уже необходимости непосредственно ждать указаний президента. Поэтому, скорее всего, в Казахстане реализуется вот этот принцип: хороший царь — плохие бояре. Президент уже хочет быть системным игроком, который, в принципе, контролирует стратегические вопросы, а за все возможные ошибки, огрехи и прочие тактические уровни теперь уже сами чиновники должны. Я думаю, вот это одна из главных целей этого перераспределения полномочий. И вторая очень важная идея, скорее всего, связана с тем, что, может быть, в будущем будет более серьезный второй этап, уже с системным изменением. На самом деле, все уже ждут, когда здесь, в Казахстане, президент предложит некую более-менее понятную схему этого транзита, в том числе, возможно, и через более эффективное и более реальное усиление парламента, где может быть статус премьер-министра, в частности будет и более весомым, чем сейчас. И в будущем, может быть, в Казахстане будут вестись разговоры не по поводу одного преемника, а по поводу нескольких ключевых игроков, которые выступят в роли баланса. Действительно ли произойдет значительное усиление роли парламента и Верховного суда — на текущий момент, учитывая, именно вот эти полномочия и функции, которые были переданы, я бы так не сказал. Потому что, к сожалению, наш парламент на данный момент — это игрок слабый, неавторитетный, непопулярный в обществе, состоящий из таких же политических партий. Говорить о том, что парламент автоматически усилится после перераспределения полномочий, я бы не стал, потому, что парламент не является на самом деле независимой ветвью власти и, естественно, пока не состоит из более менее конкурентоспособных политических партий. Если непосредственно реформы парламентской, мне кажется, это проблему мы не решим быстро».

Полномочия и привилегии президента Нурсултана Назарбаева, закрепленные конституцией и законом «О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере Нации» останутся незыблемыми, так же, как и возможность избираться на пост президента по истечении нынешнего президентского срока. Во втором чтении законопроект о поправках в конституцию парламент рассмотрит 6 марта.

Рекомендуем:

  • Фотоистории