16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.03 / ₽ 8144
  • RTS1171.06
7 марта 2017, 21:33 Компании

США хотят отказаться от российских ракетных двигателей

Лента новостей

Там создали замену РД-180, применяемых в американской космонавтике почти 20 лет. Смогут ли Штаты снять зависимость от космопрома РФ, и как это отразится на российской космической промышленности?

Фото: Юрий Машков/ТАСС

В США создали замену российским ракетным двигателям РД-180. Частная космическая компания Blue Origin собрала первый экземпляр нового двигателя ВE-4. Владелец компании миллиардер Джеф Безос опубликовал фотографии устройства на передвижной платформе — двигателю предстоит отправиться в лабораторию тестирования в Техасе. ВЕ-4 должны заменить двигатели российской конструкции, которые активно использовались в американской космической программе с начала века.

В 90-ых американской космической программе потребовались более мощные двигатели. В условиях отсутствия угрозы со стороны СССР низкая стоимость и надежность РД-180 подкупили американцев, и они не стали разрабатывать собственную модель. На фоне украинского конфликта и общего роста напряженности зависимость от российских технологий стала проблемой. Вопреки широким санкционным запретам на сотрудничество в военной области, Вашингтон продолжил заказывать и использовать РД-180, но разработка замены стала однозначным приоритетом, рассказывает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин:

Андрей Ионин член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского «Для американцев две основных задачи: избавиться от зависимости по запуску астронавтов в космос — это, скорее всего, в ближайшие несколько лет будет решено; и вторая зависимость — по двигателю для ракет. После этого они будут самодостаточны. Насколько это все далеко? Ну, так же далеко, как запуск астронавтов. Потому что мы знаем, что первоначально сроки были — 2017 год. А сейчас понятно, что это будет, скорее, только 2019-й. Но, опять-таки, здесь нет необходимости что-то ускорять. Поэтому, я думаю, что этот процесс продлится минимум до 2020-2021 годов. Но для нас это, безусловно, звонок. Но я думаю, что мы это и так понимали, что вот эти два фактора зависимости американской космонавтики, да и мировой, от наших двигателей и ракет «Союз» будет устранена в какой-то перспективе».

Blue Origin начала разработку BE-4 еще в 2011 году для нового поколения собственных ракет-носителей, но необходимость отказа от РД-180 дала компании шанс стать главным поставщиком государственной космической программы США. В случае неудачи детища Джефа Безоса, у заказчика есть и запасной вариант — проект AR-1 компании Aerojet. Таким образом, отказ американцев от российских двигателей можно считать почти неизбежным. Насколько это ударит по российскому космопрому, комментирует редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев:

Игорь Афанасьев редактор журнала «Новости космонавтики» «Пусковой бизнес занимает небольшую долю на рынке — 5-10%. Грубо говоря, пуск ракеты типа «Протон» стоил от 60-100 млн долларов. А спутники, которые запускает эта ракета, — 200-400 млн или даже дороже. Бизнес-то есть, конечно, но это незначительная доля. И она, тем более, падает, потому что рынок подвергся изменениям, связанным с возникновением нового игрока — фирмы Space X. Доля российских предприятий на этом рынке будет уменьшаться. Но напрямую этот рынок с двигателями РД-180 не связан, потому что мы поставляли двигатели, используемые, прежде всего, по американским государственным программам. Поэтому, этот рынок стабилен. Но он тоже не очень большой».

В ближайшее время ВЕ-4 пройдут огневые испытания, после чего Объединенный альянс запусков США планирует подписать долгосрочный контракт на их поставку вместо РД-180. Производитель российского двигателя — НПО «Энергомаш» — приостановил производство новых серий РД-180 еще в 2014 году, на фоне санкций компания продолжает выполнять только существующие контракты. С начала века российская рабочая лошадка американской космонавтики успела выполнить миссии к Луне, Марсу, Юпитеру, Плутону и Солнцу. Теперь ее путь завершается из-за американского импортозамещения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию