16+
Четверг, 14 ноября 2024
  • BRENT $ 73.02 / ₽ 7183
  • RTS859.80
14 марта 2017, 19:02 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

Авиационная иллюзия пилота Ту-154

Лента новостей

Пилот при взлете мог полагаться не на приборы, а на собственные ощущения: он принял звезды, отражающиеся в море, за звезды в небе. Так звучит новая версия крушения Ту-154 в Черном море

Самолет Ту-154.
Самолет Ту-154. Фото: depositphotos.com

В Генпрокуратуре заявили, что данные о странном поведении командира экипажа — это «скорее, догадки», и следователи пока не сделали «определенных выводов».

До этого газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что летевший в Сирию самолет Минобороны, который потерпел крушение 25 декабря, не падал в море, а пытался сесть на воду в контролируемом полете. Но непонятно, почему командир экипажа перевел самолет в режим посадки. По одной из версий, причиной странного поведения летчика могла стать дезориентация в пространстве. Возможно ли такое?

Дезориентация в пространстве означает, что пилот принял звезды, отражающиеся в море, за звезды в небе. Шел не по приборам, а по своим ощущениям. А возникшая при ускорении перегрузка вызвала иллюзию набора высоты, в то время как самолет плавно снижался. Якобы из-за этого командир Роман Волков перевел самолет в режим посадки, и тот ударился о воду и развалился. И теоретически такое возможно. Заслуженный пилот Советского Союза, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов вспоминает случай из собственной практики.

Олег Смирнов заслуженный пилот Советского Союза, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора «Когда, предположим, я впервые взлетал в Сочи в два часа ночи на большом самолете Ил-18 и вдруг заметил, что мой мозг протестует чему-то. Прекрасная погода, ясная погода, но он запротестовал, потому что вдруг увидел, что звезды и вверху, и под тобой внизу. Вот это и есть тот нюанс, на который ни в коем случае нельзя вестись. Это ведет к потере пространственной ориентировки. Существует только один выход из положения — строгое пилотирование по приборам».

Но если допустить, что командир не смотрел на приборы, то почему на них не смотрел второй пилот? Пока мы не знаем, был ли какой-то разговор об этом на борту. СМИ писали, что пилоты кричали про закрылки. Но подлинность той записи вообще вызывает сомнения. Еще один аргумент против версии о потере пилотом ориентации — в том, что в это время он вообще не должен был смотреть на звезды.

Андрей Ламанов командир Ту-154 «Взлет вообще является — как взлет, так посадка, — ответственным моментом. После, в принципе, поднятия передней стойки уже полностью полет происходит по приборам. То есть переносится взгляд на горизонт, другие приборы. Так что смотреть на звездное небо, на морскую гладь, в принципе, и некогда, потому что тут должны быть определенные скорости, высота, чтобы начать уборку механизации, шасси».

В Минобороны версию о возможной ошибке экипажа отвергают. Там сообщали, что Роман Волков был опытным пилотом, летчик первого класса. Его общий налет составлял более трех тысяч часов, а потеря ориентации в пространстве может случиться только у пилотов, которые только учатся летать.

Евгений Самсонов командир Як-40 и Ан-26, пилот-инструктор «Ну, скажем в первые 30 минут, в первый час полетов по приборам, через пять часов полетов по приборам, а уже через десять часов полетов по приборам, когда пилот начинает летать, это у него все проходит, и человек привыкает уже смотреть на приборы и доверять свои ощущения только приборам, а свои ощущения он просто не замечает. Это может случиться только при слабой подготовке пилота или при больших перерывах в полетах».

Но пилоты могли устать. Обычный полет затянулся надолго. Несколько часов экипаж ждал вылета из Москвы, потом пришлось садиться в Адлере вместо запланированного Моздока, и лететь ночью. Возможно, виной всему — стечение обстоятельств.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию