Чем обернется дело против журналиста «Новой газеты»
Лента новостей
Сотрудника ИА Regnum освободили в Белоруссии по решению суда, а обозревателю «Новой» все еще грозит депортация в Узбекистан. В Кремле его прошение об убежище еще не получили, сказал Дмитрий Песков, но у газеты другая информация
Обновлено 16:58
Журналист Regnum, которому грозила депортация в Белоруссию, освобожден по решению суда. Суд Дорогомиловского района Москвы счел необоснованными аргументы белорусских правоохранителей, которые подозревали шеф-редактора агентства Юрия Баранчика в разжигании межнациональной розни.
На решение отреагировали в Генпрокуратуре Белоруссии: глава ведомства Александр Конюк заявил, что власти страны предоставят России все необходимые материалы для проведения экстрадиции. Тем не менее, Баранчик уже вышел на свободу, сообщили в агентстве. Журналист уже направил президенту России прошение о предоставлении ему временного убежища.
Схожая ситуация сейчас развивается вокруг другого иностранного журналиста — обозревателя «Новой газеты» Али Феруза (имя по паспорту — Худоберди Нурматов ): ему грозит депортация в Узбекистан и он также подал прошение об убежище. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на вопрос Business FM заявил, что Кремль документы еще не получил
Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Мы слышали и видели сообщения СМИ о том, что он якобы обращался, но мы не получали никаких обращений. Поэтому это единственное, что я могу констатировать. По Баранчику тоже не было никаких обращений. То есть мы не получали. Существуют определенные каналы, они хорошо известны. Чисто процедурно — никаких бумаг, ничего мы не получаем. Теоретически может быть так, что информация еще просто не дошла, но мне не известно, что какие-то поступали обращения на этот счет».
При этом «у «Новой газеты» есть документальные подтверждения того, что запрос по поводу Феруза в администрации президента не только получили, но и отреагировали на него», — заявили в издании.
Московского журналиста хотят выслать в Узбекистан, несмотря на ходатайство о временном убежище. Сотрудник «Новой газеты» был задержан полицией накануне: МВД подозревает его в нарушении миграционного законодательства.
Феруз известен своими публикациями о положении мигрантов в столице. В частности, благодаря его расследованию удалось освободить граждан Киргизии, удерживаемых в рабстве на окраине Москвы. «Новая газета» связала задержание с преследованием журналиста в Узбекистане.
Как рассказали в издании, Али Феруз родился на Алтае в семье россиянки, но после школы переехал в Узбекистан и имеет узбекское гражданство. В конце нулевых он вернулся в Россию: по его словам, узбекские спецслужбы принуждали его к сотрудничеству. Ситуацию осложняет тот факт, что у Феруза нет паспорта: в 2012 году у него украли документы, однако он не стал возвращаться в Узбекистан для восстановления паспорта, опасаясь преследования со стороны узбекских властей. В России журналист подал прошение о политическом убежище. Сперва ему отказали; тем не менее, как сообщала «Новая», недавно ее автор получил от МВД письмо об отмене этого решения и повторно подал ходатайство об убежище, что дает ему право на пребывание на территории России. По оценке издания, в случае депортации в Узбекистан в отношении Али Феруза могут сфабриковать дело о причастности к терроризму. Редакция «Новой газеты» выражает надежду на то, что российские власти не станут депортировать Али Феруза из России, где он прожил большую часть жизни и которую он считает своей родиной.
Журналиста «Новой» задержали утром в четверг, 16 марта. Полицейские ждали его у подъезда. После нескольких часов, проведенных в отделении, в отношении Феруза был составлен протокол по статье, предусматривающей депортацию. Затем его освободили под обязательство о явке в суд. Он находится в больнице, рассказала защитник Али Феруза, адвокат московской коллегии адвокатов «Форт» Мария Куракина.
Мария Куракина адвокат «Он госпитализирован. Выясняю ситуацию. Проходила информация перед обедом о том, что его хотят выписать. Мы не исключаем, что правоохранительные органы хотят добиться его выписки с тем, чтобы поскорее с грубыми нарушениями законодательства направить дело в суд. Госпитализирован он был с острой вирусной инфекцией на фоне имеющегося у него хронического заболевания почек. Мы планируем добиваться защиты его прав. Считаем, что протокол, который составили сотрудники полиции, является незаконным. Он обращался за получением убежища, но документы находятся в стадии рассмотрения, и о принятии какого-либо решения нам не сказали ничего. Соответственно, до решения суда никакой законной экстрадиции нет и быть не может».
Ряд российских СМИ со ссылкой на неназванные источники сообщили, что в Узбекистане Феруз подозревается в сотрудничестве с терроризмом и что запрос об его экстрадиции уже поступил российским властям. Центральноазиатское агентство «Фергана» информацию опровергает — по словам члена ОНК Москвы Дмитрия Пискунова, журналист подозревается исключительно в нарушении миграционного законодательства. Если бы Москве действительно поступил запрос об экстрадиции, Ферузу не помогло бы никакое прошение об убежище, рассказал Даниил Кислов.
Даниил Кислов главный редактор информационного агентства «Фергана» «Согласно Минской конвенции, которая подписана между Узбекистаном и Россией, мы обязаны выдавать друг другу преступников или людей, обвиняемых в тяжких преступлениях антигосударственной направленности, терроризме, экстремизме и так далее. Этого допроса довольно, чтобы человека просто в этот же день посадили и отправили туда, в Узбекистан, если, например, он не ожидает получения убежища здесь, или он получает гражданство РФ, находится уже в процедуре получения, то есть существуют некоторые основания, по которым его могут некоторое время держать в милицейских наших органах. Но с очень большой вероятностью потому все равно отдадут, поскольку этот запрос является непререкаемым условием, которое должно быть выполнено в отношениях между нашими государствами».
Информации о статусе прошения Али Феруза о предоставлении убежища в России пока нет. Дата суда также неизвестна.