16+
Понедельник, 23 апреля 2018
  • BRENT $ 73.34 / ₽ 4541
  • RTS1142.95
29 марта 2017, 15:05 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Нужно ли бояться записи переговоров в банках

Лента новостей

Как отмечают эксперты, клиенты могут испугаться такой меры, но она, напротив, может помочь им в суде, если вдруг их деньги исчезнут со счета

Фото: depositphotos.com

Российские кредитные учреждения боятся потерять клиентов из-за необходимости фиксировать переговоры. Об этом пишет «Коммерсантъ». Поскольку банки часто выступают агентами, например, НПФ, инвесткомпаний, ЦБ в феврале выпустил рекомендации, согласно которым банки должны информировать клиента о сути услуги, связанных с ней рисках и о поставщике не только под подпись, но и вести аудио- и видеозапись переговоров.

По данным издания, банкиры опасаются, что часть клиентов откажется от записи, поскольку им может быть некомфортно обсуждать финансовые вопросы. Такое право у клиента есть, но тогда он берет на себя риски, связанные с невозможностью доказать свою правоту в суде, указывают в ЦБ.

Видео- или аудиофиксация выгодна клиентам, это просто надо грамотно разъяснить, а зачастую ее условия прописаны мелким шрифтом в договоре — это практически никогда не читают, отмечает Эдуард Савуляк.

Эдуард СавулякЭдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Сейчас никто никого не предупреждает, но у меня иллюзий вообще нет, что все пишут, радоваться этому надо, тем более, если мы про миллионы говорим, а не про три рубля. Я знаю реальные примеры и, к сожалению, не один, и по банкам самым разным. То есть вы деньги принесли, потом за деньгами приходите через год, когда срок закончился, а вам говорят: а чего вы пришли, вы же три месяца назад досрочно вклад сняли, свой миллион, вот и подпись ваша есть. А вы знаете, что не снимали, и все понимают, что украли нечестные банкиры, которые уже уволились, сотрудники просто банка подделали подписи ваши. Когда речь о миллионах идет, банки будут отстаивать свою правоту до конца, а сотрудников они уже найти не могут, более того, даже если могут, они понимают то, что его посадят, миллион не вернется. Поэтому банкиры по всем судам ходят и говорят: нет, подпись его. Эксперт может не подтвердить, что подпись поддельная, если она у вас простая. И единственная возможность что-то доказать — это сказать: О’кей, вы же там пишете все, где я приходил, покажите записи с камер. И банки всегда тупят, они говорят: мы, грубо говоря, храним месяц, а это было полгода назад, у нас нет. И вот единственная возможность, если суд встанет на вашу сторону, банк должен доказать, что деньги ваши сняли. И тогда, раз записи нет, считается, что банк не доказал — гоните ваши деньги. Но если вы еще добровольно от записи откажетесь, вы никогда свой миллион не вернете, когда у вас его, не дай бог, украдут».

Возможно, такая видеосъемка не понравится заемщикам банка, но с корпоративными клиентами она ведется по обоюдной договоренности — так прокомментировал ситуацию член совета директоров «Бинбанка» Олег Вьюгин.

Олег ВьюгинОлег Вьюгин член совета директоров «Бинбанка» «Многие банки с корпоративными клиентами подписывают договора кредитные, которые значительные по суммам с видеозаписью. Взаимное согласие имеется по этому поводу. Плюс есть требование внутреннее о конфиденциальности этих документов, то есть регламентируется их использование. А распространение на физических лиц — наверное, возможно, речь должна идти тоже, наверно, о достаточно крупных суммах, и здесь тоже можно использовать такие записи, но опять по взаимному согласию сторон. Скорее всего, по согласию заемщика, потому что банк спокойно к этому относится. Я не могу сказать за все банки, у меня таких сведений такого опыта нет. Вполне возможно, что кто-то действительно с этим не согласится. Для банка это полезно, и внутренняя администрация как раз требовала, чтобы была прозрачность со стороны того, как ведут себя именно сотрудники банков в таких условиях, чтобы исключить какую-то коррупцию или непрофессионализм. Если кто-то не захочет, он может отказаться, но это я не думаю, что будет массовым бегством. Потом, рекомендация не значит, что это должно быть в обязательном порядке, насколько я понимаю. Нормальному человеку это тоже выгодно, тем более можно регламентировать, договориться о том, как использовать, или как может использоваться эта информация после ее записи».

В то же время некоторые эксперты считают, что банки могут не акцентировать перед клиентом фиксацию разговора, используя таблички «ведется видеонаблюдение» или нечто подобное, учитывая, что регулятор отдал банкирам на откуп то, как именно они будут фиксировать переговоры.

Рекомендуем:

  • Фотоистории