16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.36 / ₽ 8222
  • RTS1186.79
2 апреля 2017, 14:57 Право

«Русский шпион» Буряков досрочно вышел на свободу в США

Лента новостей

Бывший сотрудник ВЭБ в Нью-Йорке должен бл сидеть в тюрьме 30 месяцев — наказание довольно мягкое для шпиона, считают эксперты. Почему его отпустили?

Фото: Maxim Zmeyev/Reuters

Из тюрьмы в США досрочно вышел бывший сотрудник «Внешэкономбанка» Евгений Буряков. Будучи сотрудником нью-йоркского представительства ВЭБ, он был приговорен к 2,5 года лишения свободы за незаконную работу на правительство России.

Весной 2016 года он пошел на сделку с прокуратурой, признав свою вину по одной статье: действия в качестве агента иностранного правительства без уведомления американских властей, то есть без надлежащей регистрации в Минюсте.

Как отмечает ВВС, Буряков «не досидел» обычную норму — примерно 15% срока, и его раннее освобождение не является каким-то политическим жестом со стороны новой американской администрации. Однако изначально приговор по такому серьезному обвинению как шпионаж выглядел довольно странным — всего 30 месяцев тюрьмы и штраф в 10 тысяч долларов.

Заместитель представителя «Внешэкономбанка» в Нью-Йорке 42-летний Евгений Буряков был задержан сотрудниками ФБР на съемной квартире в Бронксе 26 января 2015 года. 9 февраля ему были в официальном порядке предъявлены обвинения в незаконной разведывательной деятельности, в частности, «работа в Соединенных Штатах в качестве агента Службы внешней разведки под неофициальным прикрытием».

По версии американских правоохранителей, Буряков с 2012-го по январь 2015 года сотрудничал с российскими дипломатами и собирал важные экономические данные о потенциальных американских санкциях в отношении российских банков и об усилиях США по разработке альтернативных источников энергии. В доказательство прокуроры приводили данные о прослушивании разговоров российских разведчиков, тайно записанных ФБР в нью-йоркской резидентуре СВР.

По версии обвинения, коллега Бурякова по разведке Игорь Спорышев, работавший в Нью-Йорке под дипломатической «крышей», завербовал аналитика американской энергетической компании, который на самом деле был замаскированным сотрудником ФБР. Американец начал давать Спорышеву на время папки с аналитическими материалами, в толстых переплетах которых скрывались миниатюрные подслушивающие устройства.

Суд над Буряковым был назначен на 4 апреля 2016 года, как вдруг в марте он согласился признать себя виновным в обмен на обещание прокуратуры не требовать для него больше 30 месяцев тюрьмы и штрафа более 10 тысяч долларов. В мае 2016 года россиянин был приговорен именно к такому сроку и к такому штрафу. Буряков признал свою вину в том, что он в качестве «агента иностранного государства» занимался в США сбором информации в пользу российских властей без уведомления американской стороны.

В деле о шпионаже вместе с Буряковым фигурировали еще двое россиян — дипломаты Игорь Спорышев и Виктор Подобный. Им обвинения были предъявлены заочно, поскольку они находятся за пределами Соединенных Штатов.

Почему Буряков получил столь малое наказание за шпионаж и смог выйти из тюрьмы раньше срока?

Юрий РогулёвЮрий Рогулёв директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ «Мне представляется, что это дело в целом достаточно темное, туманное, потому что этому человеку пытались в том числе приписать некие нарушения или преступления, которых он не совершал, и, в конечном итоге, доказать 100% его вину тоже оказалось невозможно. Поэтому, мне так представляется, то, что достигнуто, — это некая, с одной стороны, попытка сохранить лицо со стороны американских властей, которые все-таки пытались доказать, что он занимался какими-то противоправными действиями, с другой стороны, достигнуть некоего компромисса и этого человека освободить, потому что, если бы речь шла о каких-то серьезных преступлениях, о передаче каких-то действительно секретных материалов и прочего, какого-то шпионажа, который нанес ущерб США, то этот срок был бы другим, и вообще бы все это закончилось иначе».

Правозащитник, член Московской Хельсинкской группы, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека Валерий Борщев считает, освобождение Бурякова в большей степени может быть связано с примерным поведением заключенного.

— Мировая практика такова, что гибкая система наказаний очень во многом зависит от того, какую тактику поведения выбирает обвиняемый. Если он идет на сотрудничество со следствием, если он достаточно открыт и признает вину, и следствие доказывает вину, и если действительно преступление не слишком тяжкое, то даются короткие сроки.

— Рассматривать какую-то политическую подоплеку под таким сроком не имеет смысла?

— Не думаю, могут, конечно, учитывать, но в принципе это в основе правовой системы, потому что там действительно чрезвычайно важно, если следствие получает возможности доказать вину и достаточно успешно это делает, то это серьезным образом влияет на снижение срока наказания.

Примечательно, что прокуратура обвинила Бурякова не в шпионаже, а в том, что он не зарегистрировался в минюсте в качестве иностранного агента. Что из себя представляет это понятие в законодательстве США?

Алексей ЛинецкийАлексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «По американскому законодательству, если лицо выполняет какие-то функции для иностранного государства, то он должен зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Нарушение этого правила является федеральным преступлением США. То есть в данном случае речь идет не о том, что он шпион, а о том, что он получает определенное финансирование, определенные задания от иностранного государства, собирает какие-то сведения, не обязательно носящие секретный характер. Это могут быть сведения об экономике, которые вполне открыты, тайной не являются, то есть обвинить человека прямо в шпионаже на основании того, что он этим занимается, нельзя, но при этом он выполняет задание иностранного государства. И он должен сообщить в соответствующие службы об этом и дальше заниматься этой деятельностью в том объеме, в котором спецслужбы США не будут против. Безусловно, если бы он получил обвинения в шпионаже, то срок был бы совершенно другой, он бы получил лет 20-25, в этом случае он бы на родину так быстро не уехал. Поэтому американская прокуратура, как правило, предлагает подобные сделки и настаивает даже на них. С одной стороны, для них намного проще сразу становится расследовать преступление».

После освобождения Евгений Буряков был передан под стражу иммиграционной таможенной полиции США (ICE) для дальнейшей депортации в Россию, рассказал «РИА Новости» осведомленный источник с американской стороны. Одновременно с признанием вины Буряков дал согласие на свою депортацию. Соответствующие данные размещены также в базе данных иммиграционной таможенной полиции. Статус Евгения Бурякова, родившегося в России в 1975 году, там обозначен как «под стражей». Конкретное место содержания Бурякова не указано, но система предлагает связаться с подразделением по выдворению в Кливленде, штат Огайо, и приводит контакт для посетителей — телефон центра по содержанию под стражей в округе Джиога. Представитель иммиграционной полиции заявил телекомпании CBS, что по соображениям безопасности не может сообщить заранее дату отбытия Бурякова.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию